На шутку потянуло нас в данном случае просто от хорошего настроения. Наконец-то появился просвет в застарелом тупиковом сюжете. Нашим корреспондентам довелось стать очевидцами «происшествия с Собиновым». Успокоим любителей острых ощущений: Леонид Витальевич в полном порядке. Давным-давно готовую модель будущего памятника, о необходимости которого с конца прошлого тысячелетия говорит весь Ярославль, наконец-то отправили на отливку.
Остаётся только догадываться, что творится сейчас на душе у автора. Замысел вызревал у неё чуть ли не со студенческой скамьи. В Собиновском досье Елены Пасхиной – книги и вырезки из прессы, кипы эскизов и копий с архивных фотографий любимца муз, чья судьба в век мировых войн и революционных потрясений оказалась при ближайшем рассмотрении не такой уж и безоблачной. А сама лепка душевных сил и нервов потребовала столько, что, как говорит Пасхина, ей хватило бы их «на целый любовный роман».
Уже после того как в творческих муках поднялась во весь рост гипсовая модель памятника, как было утверждено место его установки, и по совету коллег автор по формуле «цена плюс качество» вычислила подходящих партнёров, вопрос, где выкроить деньги на литьё (по нынешнему курсу накругло два миллиона бюджетных рублей), «завис» на целое пятилетие.
На радостях войдём всё же в положение заказчика – департамента городского хозяйства мэрии. Перед тысячелетием планов у города громадьё, а дефицитная бронза – удовольствие недешёвое. Но дождался-таки, дождался Собинов своего часа!
Судя по всему, заказ попал в надёжные руки. Предприятие «Литарт» в городе Жуковском – один из признанных лидеров на современном рынке скульптуры. Его фирменное клеймо стоит на отливках памятников Александру II у храма Христа Спасителя, Кириллу и Мефодию в Дмитрове, княгине Ольге во Пскове, Столыпину в Саратове. А наши борисоглебцы искусство подмосковных мастеров могут оценивать не понаслышке – перед глазами у них вышедшие из цехов «Литарта», подаренные посёлку знаменитыми ваятелями Церетели и Переяславцем памятники иноку Александру Пересвету, преподобному Иринарху Затворнику и князю Дмитрию Пожарскому.
В металл гипсового Собинова переводить будут с поправками на современный опыт, по классической технологии «литья в землю» по восковой модели. Так отливали в своё время и «Медного всадника», и коней Клодта, и опекушинского Пушкина. Ярославскую новинку в эти дни соберут в Жуковском под наблюдением и с участием автора.
Гипс не любит тряски и неаккуратной кантовки. Везли хрупкий груз со всеми предосторожностями, в ящиках и мешках с опилками. Но если даже погрузка-выгрузка и дорога никаких неприятных сюрпризов не преподнесут, то и тогда присутствие автора при сборке не окажется лишним.
В этой вроде как немудрёной операции много тонкостей. Будущий памятник – сложная композиция, не тот случай, когда герой замер на постаменте по стойке смирно.
Замысел стильный, на полутонах, на многих «чуть-чуть». Скульптор «остановила» артиста у волжской решётки, с ци-линдром в руке, плащ-крылатка Ленского у него через плечо. Чуть назад, в пол-оборота к публике, обращены лицо и лёгкий балетный жест «певца любви, певца своей печали».
Таким на фоне колоннады, как в декорации усадьбы Лариных у Чайковского, бог даст, и увидим мы Собинова-Ленского, словно только что вышедшего из подъезда филармонии (архитектор Антонина Мишина).
Конкурс на генподряд – отливку, установку памятника и благоустроительные работы – выиграло ярославское ОАО «Вершина». Авторитета этой фирме в наших краях не занимать. Её мастера восстанавливали часовню в Толгском монастыре, купол церкви Спаса-на-Сенях в Ростовском кремле, крест на колокольне Спасо-Преображенского собора в Рыбинске, ярославский Демидовский столп.
Договорные сроки сдачи памятника Собинову под ключ –20 декабря нынешнего года. «Вершине» и карты в руки.