Однако то, что увидел, развеяло все мои надежды и повергло в уныние. Двадцать проектов, выставленных в залах, как могли, пытались соответствовать девизу конкурса: «Древний город, устремлённый в будущее». Видно было, что девиз поставил в тупик авторов – никто из них не смог объединить прошлое и будущее, потому что это нерешаемая задача. Девиз – просто красивые слова, лишённые смысла. Памятники ставятся в память о прошлом. А в будущем будут жить другие люди, слагать другие песни и ставить свои памятники.
В четырёх проектах используется образ Ярослава Мудрого: на коне, на вершине столпа, в окружении воинов, с секирой в руках. Видна тяга авторов к древним истокам, и только с ними они ассоциируют тысячелетнюю жизнь города. Их скульптуры, выполненные в реалистичной манере, воспринимаются как надуманные от начала до конца – этакая бессодержательная детская лепка человечков и коней.
Два проекта предлагают поставить памятники медведям. Один косолапый, гигантских размеров напоминает ревущего сивуча на лежбище Командорских островов, другой – будто слезший с радиатора автомашины ЯАЗ, полвека тому назад выпускавшейся моторным заводом. С символом авторы обходятся слишком вольно. Ведь медведь на гербе города появился давно и был изображён с секирой, что напоминает нам о поверженном звере, о сокрушённом язычестве, символом чего он и являлся. Изображение медведя без секиры в любом другом виде для нас не имеет смысла, если не считать это рекламой какойнибудь партии.
Предложены две колокольни. Одна из них названа «Часовнязвонница», где масса главок с крестами, на ярусах небольшие колокола, а по краям ангелы с какимито шлейфами. Другая колокольня музыкальная, представляет собой ярусные металлоконструкции, увешанные колокольчиками, звенящими по компьютерной программе. Это у насто в городе, в окружении настоящих древних и прекрасных храмов, мощно звучащих своими колоколами, предлагают поставить игрушечные звонницы в качестве памятника? Более пустого ничего быть не может.
И ещё есть предложения создать памятник в авангардном стиле, используя стекло, хрусталь, зеркала, внутреннюю подсветку. Всё это напоминает банковские здания и пятизвёздочные гостиницы.
Большинство авторов опираются на далёкое прошлое, используя символику только древней Руси. Неудобно както напоминать, но приходится отметить, что творцы, все как один, проигнорировали советский период жизни города. Как бы мы к тому времени ни относились, но сознательно его не замечать – глупо и непатриотично. В работах не встретилось советской символики – ни звезды, ни серпа, ни молота. Давайте вспомним, что именно за советский период население города увеличилось со 125 тысяч до 600 с лишним тысяч человек. На полмиллиона! Площадь города возросла в десятки раз. Все мы живём в домах, построенных в советское время, работаем на заводах советского периода. Оказывается, древняя история – вот это да! А недавнюю – и оценить правильно не можем.
Предлагается установить скульптуры выдающимся людям города. Считаю, что это очень хорошее и нужное дело, но решать его надо отдельно, а не пользоваться моментом и предлагать в качестве варианта памятник тысячелетию города. При этом в компании непременно помещают Екатерину II и Петра I, которые проездом бывали в городе. Авторы считают, что этим они сильно возвеличивают город. Памятник генералгубернатору Мельгунову, повидимому, нужен городу, а спрашивается, чем в этом смысле хуже секретарь обкома Фёдор Лощенков, ныне здравствующий? Как вы считаете, кто из них больше сделал для Ярославля?
Всем хочется вспоминать только глубокое прошлое. Например, мы знаем, что часовню Александра Невского сотворил архитектор Поздеев. А кто создавал индустриальные корпуса моторного завода, кто ставил гигантские автоклавы на шинном, кто возводил 250метровые трубы на ТЭЦ3, кто производил радиотехнические комплексы на радиозаводе, обеспечивающие стратегическую безопасность России? Кто, наконец, создал прекрасный дворцовый «Белый дом»? Неужели мы всё это напрочь забыли? Точно так же события 1612 года помним, а страшные 1918й и 1941й годы выветрились из памяти.
В моём представлении памятник может быть и небольших размеров – строгий, лаконичный, выразительный. Известно немало символов для выражения мысли. Это прежде всего крест, связанный с городом на протяжении всей истории. Это может быть свеча, росток, колос, колесо, ребёнок, женщина, летящая птица и скачущий конь. Всё должно быть просто, как эмблема Московской олимпиады, как пирамиды Хеопса, как древняя наскальная живопись. Стоять памятник должен в доступном, посещаемом людьми и более-менее тихом месте. Это может быть место напротив Спасо-Преображенского монастыря, центр Первомайского бульвара и забытый Бутусовский парк. Вполне возможна закладка настоящего парка тысячелетия в пойме Которосли или дубовой рощи в Брагине.
В результате проведения конкурса должен быть отобран до-стойный проект. Даже из плохих работ находится лучшая. Я очень надеюсь, что комиссия обладает достаточным художественным вкусом и не допустит этого. Со своей стороны хочу предложить по результатам конкурса объявить новый конкурс. Объявить не второй тур, а дать вторую попытку тем же и другим авторам. Что сделаешь, если сегодня мы не обнаружили на выставке ваятеля, я уж не говорю под стать, но хотя бы отдалённо напоминающего нашего великого земляка скульптора Александра Опекушина.
Выставка конкурсных работ ещё больше укрепила меня в мысли, что памятником в честь тысячелетия Ярославля явится новый Успенский собор. Многовековая традиция возрождения главного собора города взамен утраченного продолжена. Только о новом соборе станет уместно сказать, что он вытекает из прошлого и устремлён в будущее.