– Безобразная и неграмотная реклама негативно действует на горожан, – считает Наталья Сергеевна Землянская, историк и краевед. – Обилие наружной рекламы в центре города – это очень важная проблема для исторического Ярославля. Для тех, кто занимается установкой всех этих щитов и вывесок, должны существовать строгие правила, нарушать которые нельзя.
Особенно страдает от рекламной нагрузки улица Свободы – здесь некоторые старинные дома, увешанные пёстрыми вывесками, напоминают уже не красивые памятники эпохи, а увеличенные в размерах доски объявлений. Из окон «Дома Бахуса» (это, между прочим, памятник архитектуры) тупо таращатся на мир винные бочки и гигантские гроздья винограда (верхний снимок), из окон супермаркета «Вкусный мир» – тривиальные кочаны капусты, хлеб, рыба... Наглухо затянутые окна любому дому придают безжизненный и безрадостный вид.
– Рекламные вставки вместо стёкол в окнах – это вообще безобразие, – вздыхает Наталья Сергеевна. – Вставки закрывают наличники, и от этого меняется и облик здания, и весь смысл постройки. До революции, между прочим, очень тщательно следили за внешним видом города и не позволяли рекламу, которая не соответствует по стилю облику дома. Не разрешали даже делать вход со ступеньками, если они вылезали на тротуар. Сейчас все думают, что если архитектура чтото предписывает, то это нарушение личных прав, прав частника. Но если ты живёшь в обществе, то будь добр соответствовать определённым требованиям! К тому же улицы нашего города должны производить впечатление на туристов, а для этого они обязаны быть красивыми, чистыми и свободными от рекламы.
«Научите деньги работать на вас!» – этот огромный девиз украшает собой дом из красного кирпича на улице Свободы, где не только находится казино «Старый замок», но и живут мирные граждане. Здание через дорогу покрыто строительными лесами, а леса затянуты огромным плакатом: девушка с кокетливо заголёнными ножками в коротком «долматиновом» халатике переговаривается по телефону с молодым человеком жизнерадостно офисного вида. Может, это смотрелось бы неплохо в какойнибудь витрине, но масштабность изображения на фоне остальных элементов убранства улицы просто режет глаз. Реклама «поселилась» и на жилых домах в других районах. Вряд ли ктото спрашивает мнения жильцов – хочется ли им, чтобы весь торец дома занимала реклама услуг банка, оператора сотовой связи или магазина модной одежды.
– Обилие рекламы в центре – это архиплохо, – сокрушается заместитель директора департамента культуры и туризма Юрий Иосифович Аврутов. – Огромные рекламные щиты и флаги на улицах Свободы и Большой Октябрьской загораживают все красивые видовые точки города. Перебита вся перспектива, смещены акценты. Почти вся реклама – тяжёлая, абсолютно не учитывающая стиль домов, общий стиль улицы. Ту рекламу, которую приносят нам на согласование, мы пытаемся както доработать, чтото посоветовать. Но, к сожалению, с нами советуются не всегда и устанавливают что хотят, как хотят и где хотят. Мы имеем право подать в суд на таких нарушителей – и подаём. Но, к сожалению, не существует пока никаких чётких нормативов по поводу размещения рекламы и размеров щитов. Я считаю, что обязательно должна быть разработана концепция. Нужно выделить в городе специальные места для рекламы и те места, где её ни в коем случае устанавливать нельзя. Ввести фиксированные стандарты для растяжек, определить видовые точки, которые нельзя закрывать. Реклама в окнах мне тоже не нравится. Все эти картинки с бутылками и одеждой сводят на нет всю красоту памятника архитектуры. По сравнению со всем этим реклама на строительных лесах – мелочь, потому что её всё равно уберут.
Раньше, в советское время, в городе был главный художник, который должен был следить за сохранением общей стилистики улиц. Теперь же его функции переданы в управление городского дизайна и рекламы мэрии Ярославля.
– Вопрос о наружной рекламе нельзя трактовать однозначно, – осторожно замечает заместитель начальника управления Александр Корнеев. – Здесь расходятся взгляды разных групп населения. Я не могу принять ничью сторону, ко всем отношусь с уважением и пониманием. Между прочим, наши социологические опросы показывают, что далеко не всех раздражает реклама в центре города – молодёжь принимает её как данность, а в людях более старшего возраста говорит ностальгия по прежним временам. Кстати, в эти прежние времена все вопросы, связанные с наружной рекламой, решал один руководитель. Современный свод законов о рекламе выводит на арену других действующих лиц – частного собственника и представителей коллективной муниципальной собственности.
Тем не менее Александр Николаевич считает, что выход есть и с засильем рекламы можно както бороться.
– Чтобы количество рекламы было оптимальным, его нужно планировать по результатам конкурсов, чтобы из разных вариантов мы могли выбрать наиболее подходящий и согласовать во всех необходимых инстанциях. Пока что такой системы планирования нет, потому что не разработаны соответствующие нормативы. Но над ними уже работают. А насчёт рекламы на строительных лесах – тут экономические возможности Ярославля несопоставимы с Москвой и Петербургом. В столицах на лесах изображают, как должно будет выглядеть здание после реставрации, но для наших ярославских предпринимателей это пока что слишком дорогое удовольствие.
То есть надо полагать: в ближайшем будущем количество рекламы в центре, да и вообще в городе, заметно не уменьшится. А ведь реклама – это то, что отражает сознание общества и формирует всеобщий вкус. Какие вкусы может в нас сформировать огромный «агитплакат», утверждающий, что главная ценность в жизни – пышнотелая блондинка и офис как среда обитания?