Как сказал заместитель губернатора Василий Данилов, мэрия рассматривает сейчас различные варианты более активного освоения пригородных земель с тем, чтобы в дальнейшем перевести туда некоторые предприятия.
– В Ярославле, где производства изначально были «разбросаны», трудно позиционировать промышленную зону, – отметил он.
Вполне логично, что для сохранения исторической и архитектурной уникальности центра города нужно «разгрузить» его от промышленности. Но перенос промышленных зон – достаточно за-тратный процесс. Нужно определиться, кто будет его финансировать. Ведь некоторые предприятия находятся в довольно сложном материальном положении и самостоятельный «переезд» на новую площадку им не по карману. Далеко за примерами ходить не надо – кондитерская фабрика на улице Нахимсона.
С одной стороны, городу в преддверии грандиозного юбилея необходимо «почистить пёрышки» и соответственно преподнести себя в наилучшем виде. А промышленные производства на его территории мало похожи на украшения. К тому же горожанам не слишком комфортно в задымленном мегаполисе. Значит, город-ские власти заинтересованы в развитии промышленных зон в пригороде. Однако при этом нерешённым остаётся главный вопрос – что делать с землёй? Даже если город вложит в развитие отдельных участков свои средства, земля, как и прежде, останется собственностью муниципального района. Понятно, что для мэрии малопривлекательно заниматься обустройством чужой территории за собственный счёт. Выходит, что финансировать развитие пригородных земель будет Ярослав-ский район?
– Допустим, готовы промышленные предприятия перебазироваться, а куда? – вопрошает Василий Юрьевич. – Должны быть выделены участки земли, создана инфраструктура, чтобы использовать их в промышленных целях.
Пока, по словам Данилова, с районом обсуждается судьба нескольких «узких» территорий, к примеру, возле Новосёлок. Но таких практически готовых участков не так много, нужна системная работа по освоению новых земель под промышленное производство. Для Ярославского района – это неподъёмный груз. У него нет и никогда не было необходимых для этого средств. Ему едва хватает финансов, чтобы решать свои текущие проблемы, где уж тут о перспективах думать. Но даже если бы и появились в районных «закромах» лишние миллионы, руководство района вряд ли могло в ближайшее время направить их на обустройство своих территорий. Ведь до сих пор нет никакой стратегии развития «лакомых» пригородных земель.
– В прошлом году мы приняли трёхлетнюю программу развития территорий, – говорит депутат областной Думы от Ярославского района Андрей Решатов, – пять поселений должны были получить из областного бюджета около двух миллионов. В местных бюджетах были заложены средства. Генеральные планы поселениям нужны, но в этом году деньги на их составление так и не были использованы. Если мы уже приняли закон о пригородных зонах городов Ярославской области, то вполне разумно иметь и закон о пригородной зоне Ярославля. Хотелось бы увидеть его уже в этом году в первом чтении.
Поддержал депутата замгубернатора Олег Виноградов, который считает, что в решении вопроса с пригородной зоной область может стать как бы арбитром между городом и районом.
– Чтобы Ярославль развивался промышленно, жилищно и культурно, надо формировать пригородную зону. Поэтому, – отметил он, – мы заложили механизм её согласования с областью.
Перспективы у Ярославского района огромные. Территории поселений, что непосредственно примыкают к городской границе – Ивняковское, Заволжское, Кузнечихинское, Карабихское – словно созданы для реализации национального проекта «Доступное жильё». Строительство жилья здесь автоматически увяжется с развитием дорог, инфраструктуры и промышленности.
– Развиваться можно и без плана, – рассуждает Олег Виноградов, – но тогда будет хаос. Город Иваново строился без конкретного плана, в результате в нём можно заблудиться. А историче-ский центр Ярославля включён в список ЮНЕСКО, благодаря сохранившейся регулярной застройке, сделанной ещё при Екате-рине.
Резервируя пригородные земли, нужно чётко разграничивать будущие жилые зоны, промышленные площадки или сельхозугодья. Последние при необходимости переводить в другую кате-горию.
– Когда напротив нефтеперерабатывающего завода сеют пшеницу или сажают картошку – это издевательство над народом, – считает Олег Виноградов. – В мировой практике есть примеры нормального экологического решения – 10 километров между промышленной и жилой зонами. У нас, к сожалению, в центре города от завода до жилья – расстояние порой десять метров. О какой экологии тут можно говорить?
Но даже наличие стратегии не гарантирует необходимый результат. На отдельно взятой территории многое зависит от политической воли руководителя. По словам гендиректора ОАО «Ярославские Региональные Коммунальные Системы» Юрия Баранова, в соседнем с городом Ивняковском поселении местная власть решила использовать земли возле деревни Зверинцы под жилищную застройку, точнее под малоэтажное строительство. А руководство района единолично, без согласования с поселением продало этот участок. Получается, даже имея стратегию и конкретные планы, без объединения усилий властей всех уровней перспектива у пригородных земель далеко не радужная. Ярославский район – «золотая» территория. Однако её потенциал до сих пор в полной мере не реализован. А может ли быть иначе, если заинтересованные в ней руководители напоминают соседей по коммуналке, в которой нужно делать ремонт. Интересы общие, территория фактически одна и та же, а договориться между собой немогут.
Подводя итоги, участники встречи назвали проблемы пограничных земель. По традиции – это недостаточная политическая воля чиновников, отсутствие финансов и нежелание «расставаться» с деньгами.
Большего от «круглого стола» по столь важной теме ждать не приходилось, поскольку ни одного представителя заинтересованных сторон – города или района – на нём не было. И без ответа остался прозвучавший вопрос: «А не получится ли так: план развития Ярославского района будет сделан, а земли у него к тому времени уже не останется?»