Прежде чем поступить в один из самых престижных российских вузов, прошла «фильтр грубой очистки» в газете «Северный край». А если точнее – два года, будучи ещё школьницей, Лена занималась в группе юных журналистов. После первого курса руководство «Северного края» при содействии епархии отправило Лену как явного лидера группы юнкоров в довольно длительную заграничную командировку на Балканы. В международном молодёжном лагере Елена Костюченко в отличие от многих сверстников, воспринявших поездку просто как «халявный» туристический вояж, весь месяц добросовестно трудилась.
Её путевые очерки были опубликованы в «Северном крае». После этой поездки Лена твёрдо решила посвятить себя журналистике. Золотая медалистка, став студенткой, в Москве попусту времени не тратит. Отнюдь не случайным, хотя и попутным ветром, её занесло в редакцию «Новой газеты». О необходимости покупать и регулярно читать её Лене и другим юнкорам постоянно говорил «их наставник» в «Северном».
Заглянув в «Новую» на чашку чая, Лена ушла оттуда с гордо поднятой головой, поскольку получила редакционное задание написать о какомто уличном митинге. Чем дальше, тем более ответственные задания получала Лена. Разбиралась в хитросплетениях молодёжного движения в столице, защищала интересы вынужденных мигрантов, участвовала в оппозиционных пикетах...
Когда Лена Костюченко стала вхожа в редакцию «Новой», у неё появилась возможность общаться с Анной Политковской.
– Без трепета я не могла первое время проходить мимо её кабинета, для нас, молодых журналистов, она была кумиром, – рассказывала Лена, когда приезжала на побывку в родной Ярославль.
Своими занозистыми выступлениями в газете наша Лена сумела всколыхнуть аж самого Юрия Лужкова. В статье «Продаётся школа с детьми» за подписью Елены Костюченко было рассказано о захвате школы и детсада на ул. Генерала Антонова, принадлежавших Второму часовому заводу «Слава». Новый собственник – некая «Корпорация АВВ», игнорируя переговоры с руководством школы, вероломно захватила здание силой. Около 300 детей остались без школы и детсада на будущий учебный год.
Лена Костюченко, верная принципам, преподанным ей ещё в юнкоровской школе и окрепшим под влиянием новогазетной журналистской братии, бесстрашно вступилась за детей, вышвырнутых было на улицу. Публикация «Новой газеты» стала предметом обсуждения на совещании у мэра Москвы. Влиятельный человек в кепке поручил установить жёсткий контроль за рассмотрением арбитражных исков, а о результатах доложить ему лично.
– Город сделает всё, чтобы вернуть здание по улице Генерала Антонова в систему образования Москвы, – заявил руководитель прессслужбы мэра и правительства Москвы Сергей Цой.
Об этом и многом другом в ходе съёмок фильма о Лене Костюченко в частности, а в целом о роли региональных СМИ в жизни населения провинции, его участии в борьбе за свои социальные права говорили коллегижурналисты.
Любезно въедливая корреспондентка Хилперт Бритта и во время предыдущей служебной поездки в ХантыМансийск, и здесь, в Ярославле, в беседе с главным редактором «Северного края» Андреем Григорьевым и автором этих строк – первым учителем Елены Костюченко – всё пыталась выяснить, а не затыкают ли, дескать, «журналистам глотку»? И в назидание приводила пример того, как надо «сопротивляться властям».
– В ХантыМансийске местные журналисты, – делилась впечатлениями Бритта, – объединились и создали газету «Наш город без цензуры». Издание финансируется тамошними мелкими и средними бизнесменами, вкладывают средства в газету и сами журналистыакционеры. Выручает реклама.
Хотя и на Западе тоже проблем хватает. Газеты испытывают давление со стороны предприятий, компаний, которые поставляют рекламу в то или иное издание. Журналисты этому давлению сопротивляются. Например, заранее сообщают своим читателям, что такаято корпорация, заказывающая материал, начинает слишком давить на газету, и поэтому заранее проанонсированная статья не будет опубликована. Такая твёрдость позиции импонирует читателю, вызывает доверие у людей. Вот так.