Центральные улицы Ярославля стянуты в тугой транспортный узел, который не даёт дышать всему городу. Исторически нам до-сталась радиальная планировка улиц города, созданная ещё в XVIII веке по Екатерининскому градо-строительному плану. Практиче-ски центр таким и остался, хотя раньше ширина улиц рассчитана была на проезд конных экипажей. Сегодня тысячи машин заполонили эти улицы.
Как пешехода, меня угнетают непомерная интенсивность движения транспорта, непочтительность к нам водителей, лихаче-ская езда некоторых из них, особенно молодых ребят, которые ещё недавно наперегонки катались на велосипедах. Бывает трудно и опасно перейти улицу, где нет светофоров.
В то же время за рулём автомашины меня напрягают пешеходы, переходящие улицу где попало, пугают лихие, горячие водители, куда-то дико спешащие, готовые везде протиснуться вперёд, мешают машины, плотно стоящие по обочинам улиц.
Многие горожане сетуют на рост количества автомобилей и оценивают ситуацию словами: бешеный рост, автомобильный шабаш, стояночная вакханалия, беспардонная оккупация улиц. Это всё равно если бы родители винили ребёнка за то, что он вырос из колыбели, а затем вырос из кроватки, и вообще мечтали бы о том, когда он перестанет расти. Я думаю, что автомобилизация нашего города находится ещё в юношеском возрасте, и к этому нужно относиться нормально, просто делать что-то надо.
Высказываются предложения усилить деятельность ГИБДД, усилить его карательную функцию. Мне же кажется, что ГИБДД незначительно влияет на ситуацию со столпотворением на дорогах. Рассчитывать на то, что наряды инспекторов улучшат ситуацию с транспортом, не приходится, и карательные меры ничего в принципе не изменят – от этого улицы не станут шире, а машин – меньше. Проще всего поставить знак «Стоянка запрещена» вместо того, чтобы расширить проезжую часть улицы или поставить на много лет знак «Неровная дорога» вместо того, чтобы её отремонтировать.
Кажется, надеяться можно только на Карабулинскую развязку, которая появится через несколько лет. Хотя план этой развязки родился тридцать лет назад и вряд ли устранит все прорехи сегодняшнего дня.
А можно ли что-то ещё сделать? Думаю, нужно бороться с причиной, из-за которой машины появляются в центре, запрудив собой все улицы. Какие же в нашем случае причины жуткого наплыва машин? Прежде всего в центре появилось огромное количество всевозможных учреждений. Появились улицы, где, можно сказать, люди не живут. Это – Кирова, Депутатская, Революционная, Комсомольская, Андропова. Значительная часть улиц Свободы, Республиканской, Собинова, Первомайской также мало заселена – там всевозможные адвокатуры, представительства, учреждения власти, салоны, магазины, кафе, рестораны. И ко всем этим заведениям потоки транспорта.
Кстати, заграничные специалисты, проанализировав ситуацию с автотранспортом в столице, одним из основных действий для её улучшения предложили перевести из центра деловые конторы, офисы и прочее. Очевидно, и нам нужно думать, как это сделать. Для перевода контор в другое место города, например, можно построить деловые центры со льготной арендой помещений, обеспеченные всеми удобствами, в том числе свободным подъездом и парковкой автомобилей. Для решения этого вопроса нужны профессиональный анализ обстановки и решение нашей городской власти.
Одним из мест, которое притягивает к себе людей и машины, является Центральный рынок. Странно, люди вокруг не живут, а рынок существует. Сколько людей и автотранспорта здесь сосредоточено! Для кого же нужен этот рынок? Во всех районах города рынки есть, кроме Фрунзенского и Красноперекопского. И жители этих районов пользуются Центральным рынком – он ближе всего. Удобно ли это? Вряд ли. А больше всего мне непонятно, почему на рынке организована масштабная лоточная торговля барахлом? Почему не найти для этой торговли другое место или прекратить её вовсе?
В связи с этим с точки зрения привлечения в центр массы людей и автомашин неудачно создан торговый центр «Старый город».
С другой стороны, удивляют своей наивностью утопические планы по превращению центральной части города в пешеходную зону. Думаю, что это так же нереально, как построить коммунизм в отдельно взятой стране. Для создания пешеходной зоны из центра нужно убрать всё, о чем говорилось выше.
Теперь давайте посмотрим, как используются улицы в центре для движения транспорта. Обращает на себя внимание, что ряд улиц выведен из полноценного использования. Так, Республиканская с обеих своих сторон обрывается на улице Свободы. Дорогу ей преградили мощёные тротуары площади Юности. Уверен, есть возможность и сегодня восстановить сквозное движение в этом месте, а это улучшило бы ситуацию на улице Свободы.
Улица СалтыковаЩедрина на отрезке от улицы Победы до проспекта Толбухина почемуто является пешеходной зоной, в связи с чем мы лишены магистрали параллельной улицам Свободы и Большой Октябрьской. Понятно желание жителей пешеходной зоны жить в тихом месте, что можно было допустить ещё недавно, но сегодня такое желание вошло в противоречие с интересами города.
Много лет закрыт сквозной проезд по улице Чайковского. Затор образовался опять же у улицы Свободы. Изза строительства какихто малозначительных для города частных элитных домов там прерываются общегородские транспортные потоки.
Помнится, Октябрьский мост через Волгу строился исходя из использования улицы Победы в качестве основной магистрали для потоков транспорта с моста. До сих пор этот план не реализован, и улица Победы как упиралась в пятиэтажный дом на улице Большой Октябрьской, так и упирается, не имея выхода на Которосльную набережную.
Почемуто всё время нападают на маршрутки, которые создают удобства для тысяч ярославцев, доставляя их быстро из конца в конец города. А вот почему огромный вагон троллейбуса номер семь пробирается сквозь строй машин по улице Пушкина и Собинова, замыкая здесь своё кольцо? Почти что пустой троллейбус загоняют сюда, когда наиболее подходящим местом для кольца была бы Октябрьская или Красная площадь.
Поддерживаю мнение по необходимости реорганизации некоторых центральных улиц. Коегде достаточно увеличить ширину проезжей части хотя бы на 12 метра за счёт тротуаров и газонов, и это сняло бы массу проблем. Ничего не менять – значит никак не реагировать на потребности сегодняшнего дня.
И ещё, хочется вспомнить о Московском проспекте. Мне кажется, реально увеличить его пропускную способность. Нужно сделать его скоростной транзитной магистралью с минимальным количеством светофоров. Ландшафт местности позволяет достаточно просто создать на перекрёстках подземные пешеходные переходы и подземные автомобильные развязки, например, используя перепады высот дамбы проспекта и Тормозного шоссе. Учитывая рельеф местности в районе Выемки, неплохо было бы соединить Красноперекопский и Фрунзенский районы через автомобильный виадук, построенный рядом с железнодорожным путепроводом, с дальнейшим выходом на Фрунзенское шоссе. Район там сильно не заселён, и подъездные дороги сделать реально с небольшими затратами. Многое можно сделать, тем более, что сама природа способствует этому.
Это лишь несколько вариантов решения транспортной проблемы. Вероятно, есть и другие, хотелось бы узнать, что по этому поводу думают горожане и организации, отвечающие за безопасность движения, а также представители городской власти.