В редакцию «Северного края» позвонила наша читательница и сообщила о крысином сообществе, которое уже давно терроризирует обитателей их дома.
– Мы не только знаем, что эти существа живут в подвале, – рассказала Наталья Козина, – но и каждый день их видим. Они не боятся людей и свободно, как кошки, повсюду гуляют. Однажды я возвращалась домой и наблюдала «семейную» сцену – две здоровенные крысы возле нашего подъезда нежились на солнышке, а недалеко несколько их детёнышей весело играли консервной банкой. Рядом проходили люди, но крысиный выводок это нисколько не смущало. А однажды это серое чудовище прямо в квартиру чуть не забежало, хорошо, что дочь во-время перед его мордой успела дверь захлопнуть. Я звонила в организацию, занимающуюся травлей вредителей, но там со мной даже разговаривать не стали. По телефону сказали, что договоры заключают только с юридическими лицами, и отправили к коммунальщикам. В нашем РЭУ ответ один – крыс травим регулярно. Но толку от этой травли совсем не видно. Что говорить, приезжайте к нам днём, своими глазами всё увидите.
Наш корреспондент отправилась по указанному адресу. Когда ещё выпадет случай – понаблюдать за повадками грызунов не в каком-нибудь зоопарке, а на свободе? К сожалению, по приезде на место серых обитателей подвала увидеть не удалось. Вероятно, им не слишком по вкусу пришлась дождливая погода. А вот с обеспокоенными жителями дома по Ленинградскому проспекту пообщаться удалось.
Оказалось, что местные грызуны не ограничиваются лишь подвалом и прогулками на свежем воздухе. Они вольготно себя чувствуют как в подъезде, так и в квартирах.
– Сначала крысы обосновались у соседей, – рассказывает Раиса Дахина, хозяйка квартиры с первого этажа, – там нет постоянных жителей. Организация использует её как общежитие для командированных. Там постоянный бардак, неудивительно, что грызуны нашли чем поживиться.
Но однажды длиннохвостым, видимо, надоело привычное помещение, и они решили «расшириться» – прогрызли бетонную стену под дверью и выбрались в общий тамбур. Когда возле своего порога Раиса Александровна встретилась «нос к носу» с огромной крысой, женщина запаниковала и, не помня себя, выскочила из подъезда. Ей на помощь пришёл муж. Вернувшись, супруги решили позвонить, но обнаружили, что телефонный, а также домофонный провода перегрызены острыми крысиными зубами.
Интересно, что грызуны прекрасно себя чувствуют и на верхних этажах здания. Кроме подвала и лестничных пролётов они вселились на чердак. Именно оттуда этим летом серая тварь через вентиляционное окно пробралась в кладовку квартиры на десятом этаже.
– Первой это обнаружила жена, – рассказывает Александр Королёв. – Встретила крысу прямо у нас дома в коридоре, большую, около тридцати сантиметров. Поймать её никак не удавалось. Купили капкан, но тварь оказалась на редкость умной. Так изворачивалась, что капкан захлопывался, а она спокойно съедала приманку.
Не помогал и специальный клей для грызунов. Незваная гостья легко проглатывала съестное, при этом ни разу не приклеилась. Но, видимо, она всё-таки что-то съела не то. Однажды хозяева нашли крысу мёртвой в обжитой ею кладовке.
– Они очень наглые, – продолжает Александр Игоревич, – ничего не боятся. Жена в подъезде несколько раз на них чуть не наступала. Теперь, прежде чем войти, смотрит, нет ли кого под ногами. В РЭУ обращались, а там нам посоветовали мусор в мусоропровод не бросать.
У работников РЭУ свой взгляд на «крысиную» проб-лему.
– Жители сами «кормят» их, – объясняет мастер участка, на котором расположен дом, Ольга Александровна Мулик, – выносят мусор прямо к подъезду. В мусоропровод не выкидывают и в мусорные баки относить не хотят. Сами рассадник устраивают возле дома. Мы, конечно, с крысами боремся, но ведь сами знаете, какая у них «рождаемость» высокая.
У нас крыс много везде, в частности по Ленинградскому проспекту, на улице Панина, говорит главный инженер РЭУ № 26 Алексей Матвеев. – А в этом году просто какоето нашествие. Мы обязательно раз в месяц травим. Что касается дома, жильцы которого жалуются, там свои причины. В нём много аварий было, в подвале вода стоит, крысы отравы наедятся, а потом идут и «отпиваются». Мы их травили два раза в августе, в сентябре. Отраву хорошую привозим, подвал потом завален умершими крысами, а они снова плодятся. Но проблема не только в их большом количестве, но и в отношении людей. Они сами себе портят жизнь, мусор не только у подъезда могут оставить, но даже в коридоре, а грызунам как раз этого и надо, вот они и бегают везде. У нас есть дома, где мусоропроводы наглухо закрыты, жильцы отходы в контейнеры относят. Так там нет ни крыс, ни тараканов, ни крысиных блох. Сколько бы ни травили, вывести всех мы не в состоянии. Лучше было бы мусоропровод «запломбировать».
То, что территория возле злополучного дома не отличается чистотой, видно сразу. У всех мусорокамер, откуда выгребают отходы, стоят пакеты с отбросами. Но даже если бы их не было, прожорливые животные без труда могут найти себе пропитание в другом месте. Двери, со стороны улицы закрывающие мусоропровод, – деревянные – в нескольких местах уже изгрызенные крысиными зубами. Кроме этого территория вокруг дома, похоже, уже давно «освоена» серыми самозванцами. Под каждым подъездом в асфальте «проедены» похожие на норы крота отверстия, через которые им удобно выбираться во двор. Немало таких же дыр вокруг всего дома, гуляй сколько угодно.
– Если бы нам все эти крысиные ходы заделали, и мусоропровод закрыли, – говорит Наталья Козина, – может и вывели бы крыс.
Однако же пока всё остаётся на своих местах – работники РЭУ борются с мелкими вредителями, жильцы жалуются и шарахаются от крыс, а последние продолжают возле подъездов принимать «воздушные ванны» и, по словам жителей, осваивать новые территории, к примеру, детскую площадку возле дома.
Кто же будет виноват, если крысы вдруг набросятся и укусят взрослого человека или, не дай бог, ребёнка? В ответ на этот вопрос работники РЭУ промолчали. Не получили мы объяснения и в организации, которая непосредственно занимается уничтожением грызунов и с которой у коммунальщиков заключён договор.
– Мы свои обязательства выполняем, – сказала её сотрудница Марина Зузлаева. – Каждый объект обрабатываем по графику. Есть у нас участки, где с вредителями затишье, а есть и проблемные места. Туда при необходимости мы выезжаем дополнительно. А вообщето наша цель – не уничтожить крыс полностью. В соответствии с санитарными правилами наша работа заключается в том, чтобы сдерживать их численность до благоприятной эпидобстановки.
Вот только каким должно быть крысиное «поголовье», чтобы благоприятность сохранилась, Марина Григорьевна так и не ответила.
А вот в городской прокуратуре, куда мы обратились с тем же сакраментальным вопросом – кто будет виноват, ответ получить удалось.
По мнению Любови Созиновой, старшего помощника прокурора Ярославля, если крыса набросится на человека, ответственность за это должна нести та коммунальная служба, которая взяла на себя обязательства по содержанию дома.