Естественно, что разобраться в происходящем человеку стороннему было весьма сложно. Помимо того, что все протоколы были изложены на английском (что было весьма удобно многочисленным иностранным участникам чемпионата), судья-информатор работала исключительно по-русски (а это уже, без сомнения, учитывало интересы наших зрителей).
Самыми зрелищными в соревнованиях (для неспециалистов) были два момента: принудительные старты моделей и их же финиши. Как оказалось, стартёром микроавтомобиля работает... ассистент гонщика, который расталкивает механизм инструментом, весьма похожим на швабру. Домашнему инвентарю находилось место и в дальнейшем: после проезда по корду восьми зачётных кругов машину нужно остановить. А как это сделать, если шофера в ней нет? Догнать невозможно – она несётся со скоростью болида «Формулы один». Ждать, пока бензин закончится? Тоже не выход: так можно до морковкина заговенья гоняться.
Оказалось, модель имеет специальный рычажок, сдвинув который, можно прекратить поступление бензина в двигатель. Но это легко сказать – «сдвинуть». Во-первых, все модели разные, и рычажки располагаются пусть и в одном месте, но все-таки неодинаково. Во-вторых, и усилие, прилагаемое на рычажок, отличается. И вот тут с ролью тормоза великолепно справляется обыкновенный веник, которым гонщики тормозили механизмы в предварительных заездах. В официальных же стартах веник закрепили на электроуправляемой штанге, что внешне выглядело ещё более... импозантно, что ли. «Шустрый, как электровеник» – возможно, эта детская поговорка зародилась именно на автомодельных соревнованиях. Не зря же они аж с тридцатых годов прошлого века проводятся.
Впрочем, это все, если можно так выразиться, взгляд снаружи. Внутри же шла постоянная и понятная только специалистам работа. Застать хотя бы одного из участников, не обременённого сборкой-разборкой какого-нибудь хитрого узла, можно было только в одном случае: если в этот момент он готовился к старту. Однако, как выяснилось опытным путём, именно в этот момент человек с автомобилем в руках менее всего расположен к контакту.
Ярославцев, желающих пообщаться со спортсменами, во все дни соревнований хватало с избытком. Возможно, именно поэтому признанные асы «раскрутки» автомобильных моторов – итальянцы даже в своих любимых макромоделях (объем 5 и 10 кубических сантиметров) особых лавров не снискали. Не в пример южанам, хладнокровные шведы и эстонцы практически во всех номинациях с первых дней захватили лидерство (в субботу эстонцы даже лидировали какое-то время, но затем всё равно выпустили шведов вперёд) и своих позиций так и не уступили. Российские же модели изначально ехали медленно, но в последних зачётных заездах заметно ускорились и «накатили» весьма неплохо выглядевших американцев, немцев и швейцарцев.
По словам одного из сильнейших российских автомоделистов ярославца Владимира Андреевича Кригера, «бронза» россиян – не повод для безудержной эйфории, хотя и печалиться по этому поводу тоже не имеет смысла. Дело в том, что автомодельный спорт при всей его многофакторности очень логичен. Между собой автомоделисты даже называют его «шахматами с техническим уклоном». И, естественно, в битве двух гроссмейстеров побеждает тот, у которого опыт международных турниров больше. Западные спортсмены наших в этом смысле превосходят многократно. Зато на Подзеленье на стороне россиян оказались родные стены… и веники со швабрами.