В начале прошлого века на Верхней Волге была жесткая конкуренция между владельцами пароходных компаний. Свои услуги ярославцам предлагали сразу несколько пароходных обществ: «Самолет», «Надежда», «М.К. Кашиной», «Общество по Волге» и при этом каждая пароходная компания имела в Ярославле собственную пристань.
ПОВОЛЖЬЕ. НЕФТЯНЫЕ ДЕЛА. Волжские пароходчики, попав в руки господ Нобелей и Ротшильдов, не нашли лучшего выхода, как ходатайствовать о казенной монополизации нефтяных промыслов. Но удовлетворение этого ходатайства невозможно, так как требует слишком больших средств, каковых в настоящее тяжелое время на это предприятие у казны не найдется.
Стало быть, надо искать другой выход, тем более что вся тяжесть дороговизны жидкого топлива ложится главным образом не на пароходные компании, а на население и промышленность, так как такса на провоз грузов и пассажирские билеты прогрессирует вместе с ценой нефтяных продуктов.
Цель господ Нобеля и Ротшильда (товарищество «Мазут») слишком ясна: они хотят монополизировать грузовое и пассажирское движение по всей Волге. По крайней мере, «Общество пароходства по Волге» – крупная пароходная компания, раскидывает свои сети дальше и дальше по Волге.
Если мы обратим внимание, что одним из директоров правления «Общества по Волге» состоит господин Поляк, и он же является крупным акционером общества «Мазут», то игра станет ясна.
Умело составленные цены на жидкое топливо не дают возможности работать мелкому пароходчику и устраняют конкуренцию.
Цена крупной партии нефти в Астрахани 36 копеек за пуд. Провоз ее в любой пункт колеблется от 4 до 7 копеек за пуд. Между тем, цена нефти в верховьях Волги 48 – 50 копеек и доставляется она туда на пароходах тех же господ нефтепромышленников. То же самое происходит и с керосином. Эти крупные товары уже изъяты из грузов других пароходчиков.
Кроме того, целая флотилия пароходов, судов, барж Нобеля общества «Мазут» и «Общества по Волге» последнее время еще конкурируют в перевозке грузов и пассажиров. Но какая тут может быть конкуренция – видно даже непосвященному в закулисную сторону дела.
ОПОЗДАНИЕ ПАРОХОДА. 21 июня пароход «Общества по Волге» «Гражданка» прибыл из Нижнего в Ярославль с опозданием на четыре часа.
Пароход, придя в Нижний в урочное время, отправился для приемки груза на противоположную сторону Волги – против Нижнего, в среду, 20 июня.
Приняв на барже груз в количестве 9000 пудов, пароход «Гражданка», желая обойти мели, дал задний ход. Штормовой ветер прибил пароход к берегу, и он стал на мель, врезавшись всем корпусом на два фута в песок.
Для снятия «Гражданки» с мели прибыл маленький пароход общества «Кавказ и Меркурий» «Ласточка». Но все его усилия остались тщетными.
После продолжительной стоянки против Нижнего Новгорода (около пяти с половиной часов) пароход был снят с мели буксирным пароходом «Кострома». Пароход «Гражданка» прибыл в Ярославль в половине второго ночи вместо 9.30. вечера.
РОМАНОВБОРИСОГЛЕБСК. За последнее время в городе появились любители легкой наживы, действующие преимущественно на пристанях. Так, недавно на пристани общества «Самолет» у приехавшей из Рыбинска крестьянки Ш., при предъявлении ею билета, у нее из кармана был вытащен кошелек с 14 рублями.
Карманник успел скрыться незамеченным. Несчастная Ш. осталась без копейки денег и с плачем заявила, что ей теперь и чаю даже напиться не на что. Совершаются часто подобные безобразия, несмотря на постоянное присутствие на пристанях как речной, так и городской полиции.
РЫБИНСК. 25 июня открывается столовая рыбинского биржевого общества, устроенная на средства биржевого комитета – у левого берега реки Волги в местности под названием «Бык». Столовая предназначается для судорабочих. Цены установлены следующие: порция щей с одним фунтом хлеба – 5 копеек, порция каши с маслом – 5 копеек.
Необходимость в такой столовой представлялась уже давно, и если в новой столовой хорошо будет поставлено дело, рабочие биржевому комитету скажут спасибо, потому что в частных чайных и трактирах на Волге и за рекой Черемухой рабочих кормят какимито отбросами. За гривенник дают «купоросные» щи, в которых мясо издает трупный запах, а мухи попадаются десятками.
Не мешало бы биржевому комитету позаботиться об устройстве на той же Волге для рабочих дешевых бань, потому что в городские бани с судов ходить далеко, а баня рабочему человеку необходима. Устройство бань на Волге вызовет небольшие расходы, которые окупятся очень скоро.
НАКОНЕЦТО. Положение крючников, являющихся необходимым элементом во время навигации, как безответных погрузчиков транспорта, до сих пор не обращало на себя внимание грузоотправителей, а между тем оно было незавидно: приходилось на большое расстояние переносить очень большие тяжести.
Наконец, в последнее время бюро пароходо– и судовладельцев постановило упаковывать тюки весом не более 6 – 8 пудов, о чем и довело до сведения всех заинтересованных в этом лиц.
ПО СЛУХАМ, за неимением денег на железнодорожный мост через Волгу в городе Ярославле проектируется выстроить специальный пароход, который будет перевозить с одного берега Волги на другой поезда в полном составе.
Номера «Северной газеты» предоставлены ГАЯО.