При такой погоде с особой остротой для садоводов и огородников встает вопрос о сохранении урожая. Всего в области около 900 садоводческих и огородных товариществ.
В черте Ярославля и пригородах областного центра – их почти 240! И лишь в каждом третьем из них имеется водопровод для полива. Но даже там, где он есть, то и дело возникают проблемы. В районе Южной окружной дороги сразу несколько садоводческих товариществ – «Восход», «Металлург», «Мичуринец» и другие. Пожилая «мичуринка» Роза Трофимова (на снимке) колдует посреди своего участка над грядкой с луком. После вопроса, как огородные культуры переносят прямотаки тропическую жару, на лице Розы Павловны появляется страдальческая мина.
– С водой прямо беда, – кивает она на трубу, из которой нынче, по ее словам, не пролилось ни капли воды.
К разговору присоединяется ее муж, тоже пенсионер:
– Воду приходится возить на тачке из ямы за пределами участка. Вчера приволок четверть тонны, больше сил нет. Поливаем из экономии только те культуры, которым без воды – смерть: морковь, огурцы, капусту. Магистральную трубу гдето прорвало, а починить никак не могут, хотя деньги с нас собирают регулярно, в том числе и на воду.
От «Мичуринца» едем в сторону деревни Сабельницы. Вдоль дороги идет с ведрами пожилой мужчина. У Александра участок в кооперативе «Металлург», где водопровод тоже не работает. В колонке, куда вода время от времени поступает из водонапорной башни, ни капли. Надежда только на дальний пруд, заросший ряской. Но и он уже стал заметно подсыхать.
Рядом с участком Александра садовоогородное владение председателя садоводческого товарищества «Металлург» Игоря Цветкова.
– Магистральная труба идет с НПЗ, в одном месте она прохудилась, ее и разорвало, – говорит председатель. – Ответственному за воду в нашем региональном кусте Валерию Кудрявцеву обязанности, видно, не по силам. На ближайшем собрании хотим выразить ему недоверие.
Допустим, выразят. Но станет ли от этого легче почти трем тысячам обезвоженным местным садоводам...
В поселке Карачиха, где много частных огородов, в сильную жару тоже возникают проблемы. Самые шустрые подключают к водозаборным колонкам шланги, из которых поливают лук и редиску. Редиска прет, но зато исчезает вода для хозяйственных нужд в жилых домах.
Работники «Водоканала» сетуют, что очень много несанкционированных подключений, пиратских врезок в водоводы, откуда в сильную жару воду дачники качают чуть ли не круглые сутки. А ведь это влияет на городское водоснабжение.
– Многим садоводческим кооперативам в Ярославле и пригородах по 40 – 45 лет, так что немудрено, что у них сети то и дело начинают выходить из строя, – говорит председатель областного совета союза садоводов Анатолий Карев. – Аварии на трубопроводах случались в кооперативах «Пахма», на Чертовой лапе.
Но не только в Ярославле в сильную жару страдают садоводы. Фактически без воды сидят «товарищи» из «Чайки», что в Большесельском районе. Там нет поблизости ни речки, ни скольконибудь приличного пруда. Нужна как воздух скважина. Стоимость ее – около 300 тыс. рублей.
Затяжная «африканская» погода вредит и коренным селянам. Например, в деревне Сабельницы, что в Ярославском районе, местные жители, исчерпав запасы воды в ямах, вырытых для полива в огородах, вынуждены набирать ее из колодцев. В итоге за питьевой водой деревенские в жаркие дни ездят... в Ярославль.
В редакцию нашей газеты в эти дни поступает немало звонков. Интересуются видами на урожай не только в садах и огородах, но и в полях.
– Мы еще худобедно выйдем из положения, в крайнем случае сходим с ведерком к ближайшему ручью, но ведь многогектарное поле из лейки не окропишь, – верно заметил один садовод.
В области зерновые яровые нынче размещены на площади 52,4 тысячи гектаров, картофель – на 2,2 тысячи.
– Пока никакой угрозы посевам зерновых и посаженным клубням нет, – говорит Мария Воронцова из отдела растениеводства департамента АПК. – Влага в почве имеется.
По предварительным прогнозам, жара в ближайшее время малость поубавит свой пыл. Возможно, даже пройдут дожди. Так что, безводопроводные, бесскважинные и бесколодезные граждане, готовьте ведра, тазы и бочки, чтобы запастись влагой на тот случай, если коварная жара вернется. Тазы всетаки надежнее, чем трубы, пролежавшие в земле без малого полвека.