– Сергей Николаевич, зимой футболисты, как правило, занимаются функциональной подготовкой, закладывая фундамент выносливости на длинный сезон. Сегодня игроки «Шинника» много работали с мячами. С чем это связано?
– То, что мы делаем сегодня, – попытки «разбудить» организмы спортсменов после отпуска, вернуть интерес к игре, подготовиться к предстоящим нагрузкам. Это так называемая втягивающая работа. При этом я вообще исповедую принцип максимального использования занятий с мячом и в функциональной подготовке. Нагрузку можно дать и через специальные футбольные упражнения. Понятно, что физические кондиции перед чемпионатом должны быть на высоте, но если они набирались через работу с мячом, эффективнее получается переход к техническим и тактическим аспектам игры.
– Судя по вашим впечатлениям, ребята соскучились по футболу?
– Да, вообще футболисты любят такую – не специфическую – работу. С другой стороны, я исповедую принцип: тренировка должна приносить удовольствие. В этом случае игроки с большей эффективностью «усваивают» любые, в том числе и весьма высокие, нагрузки, поскольку у них повышаются интерес и трудолюбие.
– В одном из первых интервью в должности главного тренера «Шинника» вы сказали, что хотели бы отправиться на первый сбор, укомплектовавшись процентов на шестьдесят – семьдесят теми людьми, по которым окончательно приняли решения. Насколько этот план удалось выполнить?
– Сегодня в команде около девяноста процентов игроков, с которыми достигнута практически полная ясность. Это именно те футболисты, которые будут решать задачи, стоящие перед клубом. Чему я очень рад, поскольку для того, чтобы с самого начала чемпионата определить свой уровень, нужно обладать сыгранным коллективом и полноценной скамейкой запасных.
– Девяносто процентов – это с учетом тех игроков, которых в «Шинник» сватают федеральные СМИ, – Монарева, Тчуйсе, Чижова?
– Нет, это с учетом тех игроков, которые уже подписали контракты. Что касается Романа Монарева, то он уже является игроком «Шинника», «молва» здесь несколько неудачное определение. Фамилии Тчуйсе и Чижова в контексте их трудоустройства в «Шиннике» слышу впервые.
– Ярославцам особенно интересно будет узнать, каковы перспективы тех игроков школы «Шинника», фамилии которых были на слуху в минувшие годдва: Александра Малышева, Виктора Мягкова и Ярослава Харитонского.
– Малышев работает в команде, по кандидатуре Мягкова я определюсь в течение ближайших дней, что же касается Харитонского, то он, очевидно, проведет сезон в «Шиннике2», заявленном в КФК. Вообще я считаю, что воспитанники местных спортивных школ придают команде дополнительный колорит и выполняют важную социальную функцию, поскольку именно за них болельщики переживают особенно горячо. Да и для спортивных футбольных школ региона игра этих футболистов является хорошей рекламой. Мне, как тренеру, лучше, когда костяк команды составляют местные игроки – именно по этой причине.
– Несколько игроков пришли в «Шинник» из «Диттона», где вы были главным тренером. Они перебрались к вам, поскольку вы уже сработались или потому, что «Шинник» сделал им предложение, от которого невозможно отказаться?
– Вот вопрос, смысл которого я не понимаю и никогда не пойму! Потому что, как на него ни ответь, все время получается двусмысленность. Неужели вы думаете, что задачи, стоящие перед клубом, чемто отличаются от задач, стоящих перед тренером Юраном?
– Тогда давайте его сформулируем несколько подругому: проще ли вам работать с футболистами, которые уже когдалибо играли под вашим руководством?
– Для начала давайте откажемся от этой формулировки – «прощесложнее». Потому что если тренеру работать «проще», ему нужно на пенсию готовиться. Работать всегда сложно, особенно если необходимо решать серьезные задачи в сжатые сроки. Что же касается отбора игроков, то мы и начинаем его с определения личностных качеств футболиста. Это правило не знает исключений. И если есть твердая уверенность, что он человек конструктивный, что с ним возможно плодотворное сотрудничество как на бытовом, так и на профессиональном уровне, то только тогда мы определяемся с его спортивными возможностями – соответствует ли он той задаче, которая стоит перед командой. Поэтому вне зависимости от того, работал ли я когдалибо с тем или иным игроком или не работал, переговоры с ним начинаются не раньше, чем я буду полностью уверен в его личностных качествах.
– С игроками определились. Однако клуб, помимо игроков, это еще и довольно солидная инфраструктура. Насколько, на ваш взгляд, кадровые, административные и собственно футбольные ресурсы клуба соответствуют поставленным перед «Шинником» задачам?
– Основу клубного менеджмента составляют серьезные профессиональные люди. Практически все они прошли путь с «Шинником» в премьерлиге, что само по себе является весьма значимой характеристикой коллектива. База полностью соответствует задачам, стоящим перед любым клубом премьерлиги. Нельзя сказать, что это чтото запредельно роскошное, но вполне комфортное, профессионально оборудованное помещение. Стадион, конечно, нуждается в реконструкции, особенно в свете того, что Ярославль стремится вернуться на первые роли в нашем футболе. Тут нужно помнить не только о комфорте спортсменов – болельщик тоже должен ощущать себя человеком, причастным к элитному российскому футбольному дивизиону. Неплохо было бы для города, если бы здесь появился крытый футбольный манеж. Это стало бы весьма серьезным подспорьем в работе команды мастеров и в подготовке резерва, начиная с самого младшего возраста.
– Кстати, об «искусственных» условиях. Игроки не жалуются на «искусственность» поля стадиона «Славнефть»? Многие футболисты прежнего состава буквально страдали, тренируясь на нем...
– Для предсезонной подготовки вполне приличное, даже весьма хорошее поле. Конечно, я не сторонник проведения чемпионата на искусственных полях, потому что футбол в этих условиях становится немного другим видом спорта – всетаки изначально в него играют на траве.
– И последнее: насколько вы решили свои собственные бытовые проблемы?
– У меня есть квартира, которую арендовал клуб, но я сполна воспользуюсь ею не раньше начала чемпионата. Потому что подготовка футболистов, помимо сборов, проходит в основном на базе, и мне самому комфортнее там находиться. Чтобы постоянно быть в команде и с командой.