Конкурс стал поистине всенародным любимцем, и год от года он неумолимо заманивает в свои модные сети все большее число поклонников – 250 человек претендовали на участие в этом году против 150 в прошлом. До финала были допущены лишь 50 соискателей. Как тут не вспомнить слова мэтра отечественной моды Вячеслава Зайцева (его, кстати, очень любит цитировать директор департамента потребительского рынка товаров и услуг Вера Шемякина, этот показ тоже не обошелся без знаменитого афоризма), сравнившего однажды моду с одной из самых азартных игр и посетовавшего, что «выйти из этой игры уже невозможно».
Подобная массовость не может не радовать уже по той простой причине, что эксклюзивные, хоть и выполненные на любительском уровне ансамбли вполне могут противостоять турецкому и китайскому ширпотребу, заполонившему гардеробы среднестатистических ярославн.
Вторая заметная тенденция – при большом притоке новичков неизменно сохраняется основной костяк конкурсантов. Многие из нынешних участников финала «Серебряной нити-2005» могут похвастаться аналогичными дипломами за прошлые годы. А модельер из Тутаева Владимир Голубев, например, имеющий в своем творческом досье звание лауреата столичного суперфинала «Серебряной нити» за 2001 и 2004 годы, сейчас даже занял место среди членов жюри.
Кстати, о составе жюри. В отличие от ежегодного городского конкурса среди модельеров на кубок мэра, где судейские места занимают в основном чиновники из мэрии и администрации (что говорит не в пользу конкурса и заставляет сомневаться в компетентности выставленных оценок), портных-любителей пригласили оценивать настоящих профессионалов модельного бизнеса. Среди них – «лицо Ярославля в мире высокой моды» Ольга Каменева, художник из Дома моды Наталья Жерякова, вышеупомянутый неоднократный лауреат «Серебряной нити» Владимир Голубев...
Нельзя не обратить внимание и на социальный аспект конкурса. Все десять лет в числе его организаторов – Ярославская служба занятости населения. Многие самодеятельные портные, которые обшивали себя и семью и ни на что не претендовали, с легкой руки службы занятости не только вышли на подиумный «язык» в качестве модельеров, но и смогли, самоутвердившись, открыть свое дело. Например, ярославна Татьяна Смирнова, «засветившись» на первом же конкурсе, открыла шляпную мастерскую. Неоднократно участвует в конкурсе и жительница Тутаева Дина Тищенко – в прошлом году она удостоилась звания лауреата. А уроженка Рыбинска Любовь Печенина, в 2003 году завоевавшая второе место в Москве в суперфинале, вновь имеет шансы штурмовать столичный подиум – она стала победителем «Серебряной нити-2005» в номинации «опытные портные-любители».
Раз уж речь зашла о номинациях, то напомним, что участвующие в конкурсе соревнуются по шести категориям: начинающие портные, опытные, одежда для детей, декоративно-прикладные изделия и вязание, учащиеся профессиональных заведений швейного профиля и выпускники, рассматривающиеся уже как профессионалы.
К слову, категория «учащиеся» – ярославское ноу-хау. Она была предложена одним из организаторов конкурса – департаментом образования области – только в 2003 году, но снискала большую популярность у будущих законодателей моды: только в нынешнем финале участвовали девять человек. Но надо отметить, что ансамбли, предложенные учащимися профессиональных училищ, отличаются, как правило, заумью кроя и некоторой заоблачностью общей идеи. Именно в этих ансамблях можно встретить нагромождение из цилиндра, фрака и многослойной юбки (предложение Варвары Сшибловой из училища
№ 22) или наряд с почтительным названием «Бабушка будет довольна», который создала под впечатлением содержимого бабушкиного же сундука Любовь Гаврилова из Ростова. Эта девушка из училища № 16. Все данные сюрреалистические туалеты забавны и вызывают улыбку, но затраченных на их создание трудов, право слово, жаль. Разве что в области доброй традицией станет проведение балов-маскарадов, иного применения для этих нарядов лично я не вижу.
Если задаться целью и попытаться вычленить общую тенденцию, которой руководствовались все пятьдесят финалистов, создавая свои конкурсные ансамбли, то она уместится в одно слово – трансформер. Это когда жилет легко превращается в сумку для ракетки (идея Людмилы Калушиной из училища № 39 Рыбинска), или юбка изменяет свою длину в зависимости от настроения хозяйки (в роли хозяйки выступила жительница Тутаева Дина Тищенко), или жакет, точно ящерица, отбрасывает рукава и превращается в жилет (разработка Натальи Денежкиной из Тутаева)...
Но абсолютно всех превзошла в трансформации костюма ростовчанка Жанна Барахтина. Это оценило и жюри. В номинации «декоративно-прикладные изделия и вязание» жюри присудило ей первое место. Честно говоря, было от чего обалдеть. Появившаяся на подиуме девушка в кружевном вышитом кокошнике и длинном узорчатом кринолине, декорированном финифтью, отстегивая по ходу выступления многочисленные потаенные крючочки, оказалась облаченной в дырчатое мини с крошечным рюкзачком за плечами. Превращение кокошника в козырек от солнца вызвало заслуженную овацию в зале. Современное осмысление старинного русского костюма, опирающееся на историческую связь времен, – любимая тема для полета творческой фантазии первого кутюрье страны Вячеслава Зайцева. Можно только гордиться тем, что Ростов Великий готовит Вячеславу Михайловичу достойную смену на этом поприще.