Бои идут на Одере. Войска 1-го Украинского фронта обходным маневром взяли город Ратибор. Оперативная сводка Совинформбюро раскрывает некоторые подробности операции, в том числе и по показаниям пленных. Немецкое командование отдало приказ любой ценой удержать Ратибор, прикрывающий пути к Моравской Остраве.
Немцы ожидали атак с востока и юга, построили здесь сплошную полосу долговременных укреплений – железобетонных дотов с подземными ходами сообщения, выкопали противотанковые рвы с проволочными заграждениями.
Прорвавшись в Ратибор с запада, наши оставили немцев «с носом». За два дня ожесточенных боев за Ратибор и соседний Бискау уничтожено 3000 немецких солдат и офицеров, более тысячи взято в плен.
Со страниц оперативных сводок не сходит в эти дни имя нашего земляка маршала Толбухина. Войска его 3-го Украинского фронта вместе с болгарской армией генерал-лейтенанта Стойчева наступают в Венгрии. Гонят фрица по долине реки Раба, не давая ему укрепиться на промежуточных рубежах.
Продолжая наступление юго-западнее озера Балатон, войска Толбухина 2 апреля ударом с трех сторон овладели центром нефтяной промышленности Венгрии – городом Надьканижа. Немцы потеряли еще один важный источник горю-чего.
Давно настало время во-евать не числом, а умением, ландшафт же достался Толбухину особой сложности: быстрые речки, невысокие горы, покрытые лесом. Пример, как толбухинцы воевали, проявляя «образцы мужества и геройства», на отдельных участках фронта, – в той же апрельской сводке. Батальон гвардии капитана Кулишова ночью подошел к реке. Младший лейтенант Старченко и красноармеец Титаренко скрытно переправились на другой берег. Разведав брод, Старченко отправил красноармейца с донесением, сам же отошел в сторону от брода и, чтобы отвлечь внимание противника, начал стрельбу из автомата.
Около получаса вел огонь младший лейтенант, перебегая от укрытия к укрытию. Встревоженные немцы открыли стрельбу «в пустоту» из всех видов оружия. Тем временем бойцы батальона форсировали реку вброд и стремительной атакой захватили выгодные позиции. Закрепившись на западном берегу, батальон отбил три контратаки, уничтожив свыше трехсот немцев.
Не помогла рейху и замена одного командующего вермахтом на другого. Кессельринг, сменивший Рундштедта, уже не имеет нужных резервов. Об этом читатели «Северного» узнали из международного обзора И. Глотова. Кроме Восточной Померании рейх потерял к апрелю такие жизненно важные для судеб страны территории, как Восточная Пруссия, Силезия, часть Бранденбурга (до войны, например, в Силезии добывалось 75 млн. тонн угля в год). На западном фронте в зону боев превратился Рейнско-Вестфальский район, где расположены все сталелитейные и оружейные заводы Круппа.
Германские власти пытаются спасти кадры. Издан чрезвычайный декрет, обязывающий всех немцев призывного возраста и молодежь с 14 лет и старше покинуть Рур-скую область: есть сведения «об эвакуации даже Нюрнберга в Баварии». А пропаганда Геббельса продолжает кричать, что все обстоит благополучно, и заодно пытается на ходу сменить окровавленный китель на рубаху невинного младенца, доказывая, что наци, в сущности говоря, очень хорошие люди.
«Мы пытались, – цитирует обозреватель своего коллегу из Берлина Шарнинга, – всеми средствами повысить в оккупированных областях уровень народного здоровья. Куда бы ни пришел наш солдат, он всегда был занят тем, чтобы облегчить населению тяготы войны».
Заканчивается обзор смачной пощечиной лжецу: русские, пишет автор обзора, хорошо знают цену этой оздоровительной миссии «армии убийц, негодяев, бандитов и палачей, знают и не простят».
...И на войне бывают сенсации. 7 апреля 1945 года ярославцы прочли в тассовской информации: солдаты 90-й дивизии армии США обнаружили в соляных копях к югу от Мюльхаузена золотой запас Германского имперского банка. Агентство Рейтер уточняет сумму: примерно 100 тонн в золотых слитках.
* * *
(Окончание следует).