Предшествовал показу моделей, ради которого, собственно, все присутствующие и собрались, церемониал награждения «от лица губернатора и по поручению мэра» лучших работников сферы соцкультбыта. Заместитель губернатора Михаил Боровицкий именно эту сферу жизнедеятельности определил как «стратегический и экономический потенциал области в XXI веке». Пояснил свою позицию цифрами: «Это единственная отрасль, которая в течение последних пятнадцати лет увеличила свою долю во внутреннем валовом продукте с 11 до 26 процентов». Словом, ура, товарищи! Согласилась с позицией коллеги по администрации и директор департамента потребительского рынка товаров и услуг Вера Шемякина, заявив, что расхожая фраза «быт заел» абсолютно не касается ярославцев. У нас такие парик-махерские, такие ателье, такие химчистки, что даже прожорливость существа по имени быт будет полностью удовлетворена!
Зато Владимир Голов, председатель муниципалитета города, поразил собравшихся откровением, что работники бытового обслуживания делают население... умным. Привыкшие совсем к иным комплиментам работники по усовершенствованию умственных способностей горожан недоуменно запереглядывались: дескать, никогда бы не подумали, что завитые кудри или выведенное пятно с пиджака так влияют на мыслительный процесс субъекта. Ну да ладно, начальству виднее.
Нынешний конкурс не принес новых откровений. Пожалуй, лишь акцентировал внимание на нюансах, которые и раньше вызывали недоумение, да не было времени задуматься. Например, почему коллекции художников-модельеров оценивают в основном непрофессионалы в данной области искусства? И насколько в таком случае можно доверять их мнению? Например, в составе жюри только что прошедшего конкурса пятеро – чиновники и лишь двое – искусствовед-дизайнер из Москвы Светлана Беговатова и художник-модельер Ольга Каменева – профессионалы. Согласитесь, тема, достойная размыш-ления.
Среди соискателей высшей награды девять достаточно известных в городе имен: три Светланы – Краузольц, Кошкина и Цибякова, две Анны – Дорофеева и Чичибая, Вячеслав Веселов и Анастасия Мазурова, Максим Ворсин и Наталья Молодцова. Все они, при достаточном разнообразии представленных коллекций, выступили единым фронтом в плане воспевания женской красоты. Это в свою очередь породило еще одну общую, легко просматриваемую тенденцию – уход от чистого искусства в мир вещей, которые можно носить. На языке моды это звучит примерно так: ярославские модельеры отдали явное предпочтение коллекциям прет-а-порте, оставив разработку одежды «от кутюр» тем, кому это по карману.
...Женщина-девочка, женщина-девушка, женщина-вамп, женщина – «а она на нашей улице живет»... Каждый из художников отразил в своей коллекции лишь одну из сторон многогранной женской сути. Номинальная, календарная весна – не смотри, что за окном сугробы! – навеяла романтичное, игривое настроение и на Наталью Молодцову, взявшую за основу коллекции «Шелковый путь» образ цветущей сакуры, и на Вячеслава Веселова, который хоть и объединил ансамбли названием «Нараспашку», но на самом деле умело задрапировал манекенщиц в невесомые эльфийские плащи с огромными капюшонами. Витающая в воздухе тема влюбленности и ожидания чуда натолкнула художников и на единую цветовую гамму – акварель всех видов и полутонов.
Не осталось без внимания ярославских дизайнеров и маленькое черное платье, выведенное в авангард моды еще в прошлом веке француженкой Шанель. Сразу две коллекции на эту тему увидели ярославны – «Мисс совершенство» от Анастасии Мазуровой и «Женская логика» в понимании Марины Синотовой из Ярославля и жительницы Рыбинска Нины Носковой. Обе коллекции – выше всяких похвал: очень изящно, очень «секси», и, что немаловажно, каждая из представленных моделей, что называется, на все времена. Например, туалет из коллекции «Женская логика» можно запросто передавать по наслед-ству дочери, внучке и так далее. Ни идея, ни изящество кроя не потеряют свою привлекательность. Женственность всегда востребована и актуальна.
Однако сердца жюри растаяли лишь от «Сладкой ваты» Светланы Кошкиной. Костюм для Лолиты а-ля «развратная невинность» – сочетание сиреневого и розового цветов, доведенное до абсолюта мини, и дырявый трикотаж как материал для изготовления жилетов, турнюров, шляп-цилиндров. Подобный туалет невозможен без розовых колгот и чупа-чупса во рту. Единственная коллекция, которую нигде, кроме как на манекенах, невозможно себе представить, вызвала ликование жюри и была удостоена высшей награды – кубка мэра.
Второе место отдано «Небольшому путешествию», предложенному Светланой Цибяковой. Коллекция, выдержанная в бело-красных тонах и рождающая отпускное настроение, предложила вариант экипировки и для мужчин, украсив их льняные куртки-ветровки сетчатыми вставками и яркими – красные цветы на белом фоне – аппликациями.
И наконец, третье призовое место досталось коллекции «Акварель», рожденной трудами Анны Дорофеевой (батик, роспись по шелку) и Максима Ворсина (авторский трикотаж). Оригинальное сочетание двух разных фактур – пряжи и невесомого шелка – выдержано в единой цветовой гамме.
При всех возникающих «но» (касающихся и состава жюри, и объективности оценки, и технических неполадок в виде оглушительного звука, и шуток сомнительного, если не сказать непристойного, характера, которые позволял себе отпускать ведущий показа актер Валерий Кириллов) прошедший городской конкурс художников-модельеров «Кубок мэра» продемонстрировал высокий профессионализм участ-ников и незатухающий интерес к моде со стороны зрителей. А последнее в немалой степени искупает все возникшие «но».