Отправляясь в Воскресенское, я думал, что попаду в глушь с заколоченными домами покинутых деревень и разорившихся хозяйств. Но все оказалось далеко не так.
Село живет общением
Кто сказал, что на самой окраине области, в самой что ни на есть глубинке, да еще зимой после рабочего дня – тоска смертная? Мне что-то так не показалось.
Ближе к вечеру оживает Дом культуры в Воскресенском. В кабинете у художественного руководителя Екатерины Краснобаевой толкотня. Пришли школьницы из ансамбля «Россияночка», переоделись в расшитые кружевами сарафаны и побежали в зал на репетицию. Аккомпанирует им учительница музыки и географии из средней школы и одновременно штатный баянист Ольга Агобаева. Она ведет все сольные и вокальные самодеятельные коллективы. Школьные учителя – главный актив, первые помощники работников Дома культуры.
Вот заглянула в комнату учитель математики Анна Калинина. Стройная и энергичная, она ведет занятия по аэробике и шейпингу, кружок «Здоровье» для тех, кому за 30. В отдельной комнате репетируют спектакль участники драматического коллектива, среди них и школьники, которых в селе 110, и молодежь из СПК «Родионово», девушки с почты, из амбулатории. Руководит коллективом учитель истории Ирина Солдатова.
– У нас в плане работы Дома культуры, – говорит Краснобаева, – нет дня, чтобы не было каких-то занятий. Кроме еженедельных дискотек – «Клуб выходного дня» для взрослых, кукольный театр для малышей и познавательный клуб веселых почемучек для них же, проводим вечера «А у нас во горенке», есть свой ансамбль ложкарей – непременный участник сельских и районных праздников.
Через час-два Дом культуры уже был заполнен до отказа. В спортзале носились с мячом юные волейболисты.
Зашел в библиотеку. И здесь – непрерывный поток посетителей: школьники, берущие книги по программе и на интерес, молодежь, обучающаяся заочно в колледжах и вузах области.
Подумалось, что горожане, иногда не знающие даже соседей по подъезду, замурованные в своих квартирах у телевизоров, вряд ли столько общаются, сколько жители этого далекого села. Здесь все знают друг друга, все близкие и дальние родственники, и ехать никуда не надо, чтобы поделиться наболевшим, посудачить о житье-бытье.
В библиотеке меня познакомили с историей села Воскресенского, по крохам собранной местным краеведом, учителем истории Ириной Солдатовой.
Масловская глубинка
В центре села – величественная церковь Воскресения Христова. К сожалению, недействующая и ветхая. Строительство храма закончено, как вычитала в церковных книгах Ирина Солдатова, в 1756 году.
– Дата основания деревянной церкви теряется в глубине веков, – говорит Ирина Михайловна, перелистывая рукописные альбомы. – Первую попытку восстановить историю Воскресенского предпринял в 1906 году епископ Агафедор. Он выяснил, что ранее к церковному названию села были разные добавления. И первое из них Ваулово-Воскресенское свидетельствовало, что крупный населенный пункт здесь был с ордынских времен, поскольку Ваулово означает «в ауле». Баскаки, собиравшие дань, называли свою ставку по-тюркски аулом. Неподалеку отсюда 4 марта 1238 года у села Могилицы состоялась героическая Ситская битва, где русские полки были разбиты, но и полчища монголо-татар обескровлены, остановлены в своем продвижении на северо-запад России. Агафедор упоминает о признаках существования здесь храма и прихода в XV – XVI веках.
Село было торговым, богатым, хотя и деревянным. В 1862 году в Духов день от самовара тут сгорело 17 домов. В ХIХ веке принадлежало князьям Нелединским и называлось даже Воскресенским на Нелединщине. Князья были продвинутые и до отмены крепостного права освободили крестьян. С сентября 1860 года на центральной площади у церкви регулярно устраивались ярмарки, на которые из соседнего села Кой Тверской губернии приезжали скупщики льна, кудели, холстов, овчины и зерна. В 1881 году при церкви открылись каменные лавки для торговли. Сохранился во всей красе украшенный резьбой дом одного из богатейших купцов Трофимова (на снимке).
Тем не менее в ХIХ веке приход считался захолустным. До устройства Рыбинско-Бологовской железной дороги почту из Воскресенского прихода к столбовым дорогам на Ярославль и Петербург везли по бездорожью либо 45 верст до Мышкина, либо 65 верст до Мологи.
С появлением рядом с селом станции Родионово жизнь в здешних местах оживилась. 75 лет назад Воскресенское стало центром образцово-показательного совхоза, а чуть позднее и центром Масловского района, названного так по имени недальней отсюда железно-дорожной станции.
В бывшем здании райкома в центре села теперь средняя общеобразовательная школа, а старое ее деревянное здание отдано под интернат, где всю неделю живут школьники из дальних деревень. А вот клуб, спорткомплекс, почта, магазин и контора СПК «Родионово», разместившиеся под одной крышей, мастерские, ферма и три асфальтированные улицы каменных домов – все это следы созидательной деятельности ныне покойного директора хозяйства Василия Солдатова, оставившего по себе добрую память.
Надежды СПК «Родионово»
Василий Григорьевич управлял совхозом с 1966 по 1999 год. Очень успешно до 1990 года и, с трудом понимая происходящее в аграрной политике страны, в последние 6 – 7 лет. Количество рабочих в хозяйстве теперь почти в десять раз меньше. От стада в 1130 голов осталось 180, от 2000 га возделываемой пашни всего 400. В последние годы хозяй-ство «донашивало» два комбайна из пяти, купленных 17 – 19 лет назад, в столь же перезрелом возрасте тракторы. С 1991-го вплоть до прошлого года не приобреталось никакой новой техники.
И только в последние два года наметился перелом. Хозяйство возглавила бывший главный зоотехник Лидия Куликова, получившая в Ярославской сельскохозяйственной академии второе высшее образование по специальности «менеджмент агропромышленного комплекса». Лидия Викторовна первым делом, исповедуя принцип «молоко у коровы на языке», предприняла экстренные меры для приобретения сильных кормов. СПК был в долгах как в шелках, на кредиты рассчитывать не приходилось. Занимала деньги у знакомых предпринимателей, до слез переживала, получая счета и грозные предупреждения от налоговиков и энергетиков, просила отсрочки платежей. В общем, выкручивалась как могла, но в результате комбикормами в прошлом году стадо обеспечила. Впервые за последние 10 лет надои к предыдущему году не снизились, а выросли с 1500 до 2387 литров молока от коровы. СПК рассчиталось с основными долгами. В прошлом году хозяйство впервые позволило себе приобрести по лизингу косилку-измельчитель. Выросла и стала регулярной зарплата.
– Хозяйство много денег теряло из-за того, что сдавало молоко по низким расценкам (за литр 5 рублей и меньше) на Некоузский молокозавод, – рассуждает Куликова. – Кроме того, завод вовремя не расплачивался, задолжал нам 80 тыс. рублей и не отдает. Мы нашли более выгодного потребителя – Угличский сырзавод, у которого в 40 километрах от нас, в Рождествене, молокоприемный пункт. Но у знаменитого на всю страну сырзавода повышенные требования к качеству. Поэтому мы почистили фермы, побелили, купили тес, заменили полы. И теперь сдаем молоко первым сортом за 6 рублей 60 копеек. Наметили приобрести охладитель молока. Охлажденное примут высшим сортом. Это уже больше семи рублей. Животноводство – наша главная отрасль. Будем его возрождать. Улучшим племенную работу. В Бобракове у нас есть современная ферма с молокопроводом. Но там всего одна доярка – ветеран хозяй-ства Татьяна Бурова и стадо в 34 коровы. Доведем его до ста голов. Добавим на ферму доярок и, думаю, нарастим валовое производство молока.
У хозяйства есть перспектива, считает молодой руководитель. Подрастут школьники, вслед за ними идет смена: в детском саду три группы укомплектованы. В городе теперь ни работы, ни жилья нет, а здесь есть все. И, стало быть, резон молодежи остаться. Механизаторы и сейчас на две трети молодые парни. Тракторное дело они изучили еще в школе и работают хорошо. В этом году двое – Николай Софронов и Денис Карабулин – стали победителями районного соревнования по заготовке кормов. Недавно кадры механизаторов еще пополнились. Из деревни Добрыни Тверской области пришли работать в «Родионово» Николай Чижов и Владимир Липатов. Владимир здесь женился и жить переехал в Воскресенское.
Непонятна пока судьба 43 окрестных деревень Родионовской администрации.
– Девятнадцать из них уже выморочные, – сообщил ее глава Николай Гурьев, – в 24 остальных в основном по два-три жилых дома со старушками. Всего у нас 862 человека, половина в Воскресенском. Трудоспособных половина, 329 пенсионеров и 123 ребенка. До «живых» пока деревень снег расчищаем, ездит автолавка, почта. По вызову приезжают амбулаторная и больничная машины. В каждой из обитаемых деревень есть один-два телефона.
С административной реформой возникли сложности. Поскольку Родионовская территория населения до тысячи недобирает, ее соединяют с поселком Октябрь и окрестными деревнями в Октябрьское сельское поселение.
Гурьева волнует то, что до поселка Октябрь, где будет центр, жителям Воскресенского и деревень, его окружающих, добираться трудно. Автобус туда не ходит. Поезд бывает раз в день туда и обратно. Причем возвращается он с конечной станции Пищалкино в Октябрь обратным рейсом буквально через три часа. Так что люди, приехавшие в администрацию поселения за справкой или каким-нибудь документом, могут не успеть их оформить. Придется ехать еще и еще раз. А нужда будет: многим семьям в селе положена жилищная субсидия, и для получения ее нужно собрать несколько справок.
Деревни крестьянские здесь уже не возродить: даже в глуши их одну за другой осваивают московские, ярославские и рыбинские дачники.
Но пока есть такие села, как Воскресенское, есть и надежда, что земля не останется без хлебопашцев.