Жизнь придумывает не только новые песни, но и новые поговорки. Например, острословы-воздухоплаватели запросто могут претендовать на внесение поправок в известную поговорку «готовь сани летом, телегу – зимой». Поскольку телега им без надобности, то в зимние месяцы они занимаются двумя вещами: во-первых, готовят к сезону аэростаты, во-вторых, – совещаются в различных оргкомитетах.
Первое такое совещание по подготовке 4-го фестиваля воздухоплавателей на тепловых аэростатах «Золотое кольцо России» состоится в Переславле-Залесском 18 февраля. Фестиваль традиционно проходит в двух городах Ярославской области – Переславле-Залесском и Ростове Великом – с 2002 года. Сроки проведения нынешнего мероприятия уже определены – 20 – 24 июля. Кандидатура его директора остается неизменной – в этой роли выступает чемпион России по воздухоплаванию москвич Валерий Латыпов.
Фестиваль воздухоплавателей собирает огромное количество участников: два десятка команд из России, стран ближнего и дальнего зарубежья – такова привычная география переславского форума поклонников неба. Каждый год приносит новые открытия. Например, минувшим летом переславцы и гости праздника впервые воочию увидели знаменитый салатовый шар НТВ, который ежедневно мелькает в рекламной заставке телеканала. Пилотировал этот шар неоднократный победитель воздухоплавательных меро-приятий Павел Холод из Сыктывкара.
Переславские фестивали воздухоплавателей не являются местным ноу-хау. Они плавно вписались в спортивный график соревнований и аналогичных шоу, которые проходят в разных городах России – в Великих Луках (чемпионат России, международные встречи воздухоплавателей, Кубок В. Чкалова), Дмитрове, Суздале, Владимире, Кунгуре, Альметьевске, Казани (на 1000-летие Казани в этом году будет проходить фиеста тепловых аэростатов), Железноводске. Самым крупным воздухоплавательным мероприятием мира может похвастаться американский город Альбукерк – там одновременно в небо поднимается более 1000 тепловых аэростатов. Российские воздушные шоу ограничиваются, как правило, 30 – 40 аэростатами. Но и это зрелище, увиденное однажды, остается в памяти надолго.
* * *
НАША СПРАВКА
Воздухоплавание (летание на аппаратах легче воздуха) возникло в 1783 г. во Франции в провинциальном городке Анноне. Изобретателями первого воздушного шара были братья Монгольфье. В июне 1783 г. они впервые запустили воздушный шар без пассажиров на базарной площади Анноне, а в ноябре этого же года в небо поднялись первые воздухоплаватели – маркиз Француа де Арланд и молодой ученый Пилатр де Розье. Король Франции Людовик XVI, наблюдавший за экспериментами, после удачного полета присвоил смельчакам почетные титулы и даровал земли. Отсюда повелась очень красивая традиция: всем, кто впервые поднялся в небо на воздушном шаре, присваивается новое воздухоплавательное имя – по месту приземления или старта.
За более чем 200-летнюю историю воздухоплавания кон-струкция воздушного шара (или теплового аэростата) существенно не изменилась: плетеная корзина, оболочка из легкой, но прочной ткани, устройство, наполняющее оболочку горячим воздухом (в современном варианте эту функцию выполняет блок газовых горелок), ну, и, конечно же, пилот.