Вода – родная среда
История вхождения рекордсмена области по плаванию Сергея Фесикова в свой вид спорта не таит ровным счетом ничего чудесного. Его привел в бассейн отец – Василий Георгиевич Фесиков. Привел не спортивной славы ради, а исключительно здоровья и общего развития для. Может быть, по обыденным меркам немного рановато – в четыре года. Однако в семье спортивной (Василий Георгиевич – волейбольный тренер) подобное не считается чем-то необычным.
Поначалу Сергей, как говорят пловцы, купался. Но уже тогда тренеры города Обнинска заметили, что Сергей чувствует себя в воде как дельфин. Это дело тонкое: почему одного человека вода «держит», а второй, чтобы не утонуть, должен прилагать все мыслимые и немыслимые усилия? Сергея вода держит до сих пор, невзирая на его теперь уже двухметровый рост.
Но пловцом не станешь, если уповать только на природой данные качества. От одаренности до таланта – дистанция огромного размера. Проплыть ее самостоятельно ни один спортсмен не сможет ни при каких обстоятельствах. Плавание – именно тот вид спорта, прогресс в котором зависит от взаимопонимания тренера и подопечного гораздо сильнее, чем во многих других видах. И возможно, если бы не «разъездная» судьба семьи Фесиковых, свойственная вообще семьям тренеров игровых видов спорта, эта история могла бы пойти по совершенно иному пути. Но в конце концов молодой и перспективный спортсмен попал в поле зрения опытного и умелого тренера. Тут-то все и началось...
Сергей Валентинович Дойниченков, директор и тренер ДЮСШ-4:
– Первое, на что я обратил внимание, познакомившись с Сергеем, – очень умный взгляд (я потом убедился, что интеллект и общий уровень культуры Сергей получил от родителей в полной мере). Кому-то может показаться странным, но в плавании многое зависит от интеллекта, который необходим для точного «перевода» на язык слов своих тактильных ощущений и превращения в движения полученных инструкций и рекомендаций.
В чем главная проблема подготовки пловцов? Бывает, вполне перспективные ребята плывут, «как удобно». И можно язык себе стереть, объясняя, что этот технический огрех под названием «удобно» потом станет гирей, которая не даст плыть быстрее определенного предела. С Сергеем таких проблем не возникает. Когда я пишу тренировочные планы, у меня уже включается внутренний редактор. Я начинаю думать, как буду подводить Сергея к сути и смыслу запланированных упражнений. И я с трудом припоминаю моменты, когда Сергей задавал бы мне вопросы не по существу. Когда молодой спортсмен так относится к планированию, то и тренировочному процессу он уделяет максимум внимания.
Есть еще один параметр – габариты. Антропометрически Сергей сегодня уже сравнялся с Александром Поповым. И хотя такой быстрый рост в этом возрасте всегда требует предельно точного дозирования нагрузок, подобное сочетание столь разных качеств у одного спортсмена настолько редко встречается, что есть смысл говорить об уникальных перспективах.
В зале – с пеленок
Кстати, вырос Сергей не в бассейне (там он только тренировался), а в тренировочном игровом зале, что естественно при папе-тренере. По словам Василия Георгиевича, специальных навыков игры в волейбол, например, он сыну никогда не давал и к тому не стремился. Тем не менее Сергей не стал «специалистом узкого профиля», и до сих пор трудно назвать такую игру, в которой он чув-ствовал бы себя «человеком с улицы», разве что хоккей. В свете этого очень любопытно отношение самого Василия Георгиевича к плавательным успехам сына. На вопрос, не испытывает ли он определенную ревность к тому, что сын избрал в спорте свою дорогу, отец ответил:
– Конечно, какую-то досаду я по этому поводу чувствую. Но связана она совершенно не с тем, что хотел бы видеть сына исключительно волейболистом. Просто Сергей во многих игровых видах спорта достиг бы немалых успехов. Он прилично играет в баскетбол, хотя уж этому-то его точно никто не учил. Что баскетбол! Его до сих пор «вербуют» футболисты, хотя при его-то росте, казалось бы, в поле делать вообще нечего. И займись он сегодня волейболом, через год-полтора большинство сверстников из нашей группы подготовки он догнал бы легко. При этом я прекрасно понимаю, что сочетать игровые и индивидуальные виды спорта с хорошей перспективой во всех направлениях абсолютно нереально. Нам остается только радоваться его успехам. И в общем, слегка оберегать от пристального «внимания общественности» – в таком возрасте нужно не столько давать интервью, сколько работать.
В семье Фесиковых есть и младшая дочка. Она тоже очень любит играть с мячом, поскольку, как и Сергей, выросла в спортзалах, но гораздо больше – танцевать. Это к тому, что фамилию Фесиковых, судя по всему, можно будет услышать еще и в этом аспекте – танцы сегодня превратились в один из самых массовых видов спорта.
Назло рекордам!
Сергей учится в одиннадцатом классе гимназии и вовсю обновляет книгу областных рекордов. На завершившемся недавно областном первенстве он пять раз поднимался на верхнюю ступень пьедестала и трижды при этом становился рекордсменом. На двухсотметровке в комплексном плавании (2.07.60) не устояло достижение Дениса Дорохова (2.08.62 – 2003 год). На той же дистанции вольным стилем был почти на полторы секунды (1.52.95 – 2004 год) обновлен еще один рекорд, до той поры также принадлежавший Денису (1.54.20). Пятьдесят метров на спине новый рекордсмен проплыл быстрее, чем в 2003 году Сергей Дойниченков (27.41 против 27.17). Здесь нужно учесть, что соревнования проходили на «короткой воде» бассейна «Шинник», где двухметровому спортсмену значительно труднее показать «быстрые» секунды, чем в стандартном пятидесятиметровом бассейне.
На первый взгляд Сергей производит впечатление Ихтиандра – человека не от мира сего. Но тут же его опровергает. К примеру, учится он в гуманитарном классе, хотя гораздо большую склонность имеет к точным наукам. Почему? Да просто потому, что в гуманитарном классе подобрались ученики, скажем так, с более выраженными амбициями, нежели во всех других, а легких дорог в семье Фесиковых искать не принято... И, естественно, поблажек за принадлежность к спортивному племени Сергею педагоги гимназии не делают. Скорее наоборот – спрашивают весьма пристрастно. Тем не менее пока ему удается избегать троек (хотя соотношение пятерок и четверок, как самокритично замечает наш герой, ощутимо сместилось в сторону вторых).
Если Сергей поступит в уже намеченный вуз, наш регион на несколько сезонов получит хорошие виды на спортивные урожаи. Имена Ярослава Рыбакова, Вячеслава Позднякова и даже Максима Тарасова до некоторого момента тоже были известны узкому кругу специалистов. И только потом, когда появлялись медали, вокруг их имен поднимался тарарам. Сегодня они на слуху у большин-ства ярославцев.
Увы, многие из этих спортсменов расстались с регионом. Именно поэтому в истории Фесиковых хеппи-энда пока не ожидается. Живет семья в служебной квартире. Руководство волейбольного клуба и радо бы предоставить семье старшего тренера жилплощадь, да только дела в клубе пока таковы, что и на авиабилеты порой приходится собирать с миру по нитке.
Проще верблюду пройти в игольное ушко, чем семье волейболистов и пловцов на свои заработанные приобрести жилплощадь. Ситуация очень напоминает ту, которая в свое время стоила перемены места жительства семье Рыбаковых. Особенно если учесть, что некоторые представители плавательных центров буквально заваливают родителей Сергея заманчивыми предложениями. Те пока держатся под этим артобстрелом: все-таки приезжали они в Ярославль всерьез и надолго. Хочется верить, что к моменту, когда Сергею придет время штурмовать рекорды не только областные, он сможет называть себя ярославцем без всяких оговорок.