К Тонкову претензий нет
– Анатолий Иванович, в 1999 году президентом клуба «Шинник» был назначен Николай Тонков. Сегодня есть уверенность в том, что выбор был сделан правильно?
– Да, я до сих пор убежден, что Николай Иванович тогда просто «горел» футболом и желанием поставить весь футбольный «процесс» на современные рельсы. Мы внимательно проанализировали его действия в бизнесе, на тот момент достаточно успешные. Немаловажным было и то, что Николай Иванович был в то время директором шинного завода, и в руководстве «Сибура» (куда входит и ЯШЗ) я смог заручиться поддержкой наших начинаний. В течение довольно долгого времени после назначения Тонкова клуб развивался, двигался в нужном направлении, и у меня не было оснований сожалеть, что я остановил свой выбор на этой кандидатуре.
– Через некоторое время Тонков перестал быть директором завода, но позиции ярославского футбола сохранить удалось. За счет чего?
– Во-первых, в клубе к тому времени уже была проведена весьма значительная работа по созданию спортивной и вспомогательной инфраструктуры. Не так просто обрушить клуб, под который подведен достаточно мощный фундамент. Во-вторых, уже тогда ряд финансовых вопросов решал я. Особенно в той части, что касалась взаимоотношений региона и клуба с «Сибуром». В-третьих, не нужно умалять заслуг футболистов и тренеров. Результаты в спорте во многом определяются финансами, но победы все равно нельзя сводить только к вопросам денежным, что спортсмены неоднократно доказывали и доказывают.
– Что стало решающим аргументом для принятия вами окончательного решения о смене руководства «Шинника»?
– У Николая Ивановича сегодня четыре должности, причем три из них прямо связаны со столицей: работа в Совете Федерации, в Союзе промышленников и предпринимателей, руководство региональным отделением «Единой России»... Он и сам еще весной заявлял, что собирается оставить пост президента ввиду своей большой занятости. Но после того, как «Сибур» категорически отказался от помощи клубу, а «Шинник» начал терпеть поражения и распродавать игроков, после того, как стала серьезно падать посещаемость стадиона, я понял, что мне нужно включаться в работу немедленно и самому исправлять положение. Тем более что прямое финансирование «Шинника» из бюджетов города и области закончилось еще по весне, и вопрос стоял фактически о снятии клуба с чемпионата России. Мне удалось найти взаимопонимание с руководством «Славнефти», и до конца сезона эта корпорация будет помогать «Шиннику». Есть и договоренности о долгосрочном сотрудничестве с нашим клубом. Я еще не готов назвать потенциальных спонсоров, но могу подтвердить, что на будущий сезон клуб не останется без поддержки. Пока же вопросы финансирования решаются в основном мной. Можно сказать, что это одна из моих общественных нагрузок.
– Уже почти два месяца в клубе работают аудиторы из администрации. Можно ли говорить о каких-то результатах проверки финансовой деятельности клуба? И вообще, с чем была связана необходимость такой проверки?
– После того как стало понятно, что спасение клуба будет моей задачей, я встречался с Тонковым. Мы, в частности, обсуждали, как будет реализовываться смена руководства «Шинника». Николай Иванович заявил, что понес значительные расходы на поддержание и развитие клубной инфраструктуры. Именно поэтому мы вынуждены были прибегнуть к процедуре аудита, чтобы разобраться, насколько велики были эти затраты. Если аудиторская проверка покажет, что вложения собст-венных средств Николая Тонкова в «Шинник» действительно имели место, будем рассматривать вопрос о компенсациях. Если нет – компенсаций не будет.
– Многих болельщиков серьезно волнует возможная смена названия клуба. Все-таки само имя «Шинник» – это история...
– Я с ними солидарен. Но если выбирать, что сохранять в первую очередь – имя или большой футбол как таковой, я думаю, нет необходимости дополнительно агитировать за футбол. И от названия «Торпедо» отказывались не без внутренней борьбы. Однако сегодня, когда «Локомотив» прочно дер-жится в лидерах национального хоккея, жалеть о сделанном тогда шаге не приходится.
«Локомотив» – всем пример
– Футбол фактически спасен. Кто бы ни был следующим генеральным спонсором, он получает не аутсайдера, а вполне самодостаточную коман-ду, способную решать серьезные задачи. 7 сентября стартует чемпионат России по хоккею. Перед «Локомотивом» стоит обычная задача на сезон – стать лучшим?
– Вряд ли такую задачу можно назвать обычной. Мы практически никогда не говорили о том, чтобы занимать первое место любой ценой. Да, есть необходимость быть в числе лидеров, демонстрировать яркий хоккей, а также идти на несколько шагов впереди конкурентов в вопросах тренерских идей, в части подготовки смены, в области развития инфраструктуры. Что же касается непосредственных задач на сезон, то гораздо важнее вывести на высокий уровень большую группу молодых игроков, подготовленных в структуре самого «Локомотива». Под руководством такого опытного тренера, как Владимир Юрзинов, они, я надеюсь, смогут составить серьезную конкуренцию любому сопернику. И уже отсюда можно прогнозировать достаточно высокий результат.
– Есть ли стратегические планы, рассчитанные на перспективу более отдаленную, чем сезон 2005 – 2006 годов?
– Да, нами подготовлена программа развития хоккея в масштабах России. За основу ее взят опыт, приобретенный в работе с хоккейным клубом «Локомотив». Сейчас дорабатываются некоторые ее положения, и после того, как она будет приведена к окончательной редакции, руководитель ОАО «РЖД» Владимир Якунин, один из соавторов этой программы, представит ее Президенту России Владимиру Путину.
– Основные принципы программы, наверное, уже сформулированы?
– Главная цель – вернуть российский хоккей на передовые позиции в мире. Ключевым условием реализации программы является развитие в стране сети детско-юношеских школ, в которых подготовка молодых спортсменов была бы поставлена на высокий профессиональный уровень. Здесь, конечно, не обойтись без государственной помощи, но она должна быть адресной и целевой. Именно в этой части программы используется опыт работы нашего хоккейного клуба.
– Путем «Локомотива» уже идут и представители других видов спорта. Ставку на собственную молодежь, к примеру, делает волейбольный «Нефтяник». А после того, как президент «Славнеф-ти» Юрий Суханов гарантировал волейболистам финансирование на будущий сезон, у команды появился «свет в конце туннеля»...
– Дело в том, что эти решения, связанные со спонсорской помощью нашему спорту, необходимо провести через Государственную думу Ярослав-ской области. Вопрос стоит так: если Дума дает добро, средства поступят тем, кому они предназначены. Если депутаты отказывают в ратификации упомянутых соглашений, этих денег в бюджете области вообще не будет.
– Если вопрос удастся решить положительно, будут ли перед волейболистами поставлены рейтинговые задачи?
– Безусловно. Я думаю, что пока рано говорить о первом месте, но на попадание в первую пятерку в этом случае вполне можно будет рассчитывать...
Массовый спорт – не только во дворе
– Когда речь заходит о спонсорской помощи спорту, разговор практически сразу сворачивает на взаимоотношения исполнительной и законодательной власти. При этом депутаты постоянно упрекают вас в предпочтении интересов спорта высших достижений по отношению к спорту массовому...
– У меня такое ощущение, что некоторые наши законодатели просто не понимают очевидных фактов. Например, того, что между дворовым спортом и спортом массовым нельзя ставить знак равенства. Или того, что экономическое положение региона не может быть препятствием для осуществления социальных программ, в том числе и спортивных. В конце концов, их, на мой взгляд, просто подводит умение мыслить и рассуждать прагматически.
– Наверное, имеет смысл поговорить о каждом из этих положений подробнее. К примеру, почему дворовый спорт нельзя назвать массовым?
– Дворовый спорт, конечно, тоже составляет часть массового. Но понятие «массовый спорт» куда более широкое. Сюда входит детский спорт, которым наши дети занимаются в пятидесяти шести спортивных школах области. У нас в регионе мы их сохранили, хотя это стоило немалых трудов. Сюда входят, например, студенческий и отраслевой спорт, ветеранские спортивные движения, многочисленные спортивные клубы... Очень важно, что массовый спорт во всех этих проявлениях отличается от дворового несравненно более высокой организацией, уровнем профессионализма тренеров, функционеров и самих спортсменов. Поэтому он и является более эффективным инструментом социальной работы. Естественно, что и между организованным массовым спортом и спортом высших достижений нельзя провести жесткую границу: нередки ситуации, когда сегодня ребенок еще занимается в ДЮСШ, а завтра привозит в город награду российских или даже международных соревнований. И тем самым начинает работать на имидж области...
– Звучит прагматично. Но многие ваши коллеги – губернаторы делают из подобных умозаключений совершено парадоксальный вывод. Зачем развивать игровые виды спорта, вкладывать неимоверные (на их взгляд) деньги в инфраструктуру, если единоборца, к примеру, можно вырастить в обычном школьном спортзале? И будет та же медаль за меньшие деньги...
– Ответить, наверное, могли бы болельщики из Костромской, Ивановской, Владимир-ской областей, которые постоянно ездят к нам на игры «Локомотива». Да и на «Шинник» заглядывают... Мы не отвергаем никакие виды спорта и стараемся помогать всем, кто готов серьезно работать. Но куда же денешься от того факта, что именно спортивные игры давно стали ключевыми видами во всем мире? Еще в двадцатые годы прошлого века Россия, только-только оправив-шаяся от войны, одетая в ситец с головы до ног, уже строила стадионы и спортзалы. А к сороковым годам спортивная инфраструктура в СССР соответствовала международным стандартам.
– И вы еще говорили о прагматическом мышлении...
– Здесь все довольно просто. Спорт – очень яркая вещь. Он всегда на виду и на слуху. По тому, как спорт развивается, легко понять, что представляют собой власти того или иного региона. Если спорт развивается планомерно, если опора в достижении результата делается на собственные силы, если все это приводит к стабильным и высоким рейтинговым позициям команд и отдельных спортсменов, на тех, кто имеет интерес к региону, это производит очень благоприятное впечатление.
Инвестору всегда предпочтительнее вкладываться в тот регион, власти которого работают прежде всего на долгосрочную перспективу. Стремление собрать один раз в десять лет команду из легионеров, взять с ней шальное «золото» и потом еще на десять лет уйти в тень скорее отпугнет от региона, чем привлечет в него. Это уже не говоря о том, что стабильное развитие спорта, формирование у молодежи мотивации к занятиям физкультурой создает здоровое поколение и в конечном счете обеспечивает заинтересованного инвестора достойным кадровым ресурсом. А созидательный потенциал людей – гораздо большее богатство, чем нефть, газ, лес и прочие неодушевленные активы. По-этому, отдавая должное социальным аспектам спортивной работы, мы не собираемся отказываться и от лидирующих позиций наших лучших команд. Высокие рейтинги спортсменов во многом определяют лицо региона и его инвестиционную привлекательность.
//Беседовал Анатолий КОНОНЕЦ.