– Никита Павлович, реально ли ожидать, что лет, допустим, через десять мы с вами увидим этих же пацанов, которые сегодня борются за первый в своей жизни приз, в составах команд премьер-лиги?
– Такая вероятность есть. Я, правда, не берусь ее рассчитать. Но, к примеру, великий Хорен Оганесян начинал свою футбольную карьеру в турнире «Кожаный мяч».
– А почему даже вы, при всем вашем футбольном опыте, гарантий дать все же не беретесь?
– Дело в том, что десять лет – еще не тот возраст, когда можно делать долгосрочные прогнозы. Скоро у этих ребят начнется период взросления. В это время сильно меняется не только физиология, но и психология, и характер. И бывает так, что мальчишка, который в «Кожаном мяче» подает большие надежды, через пару лет начинает уступать сверстникам по всем статьям. При этом я убежден, что максимальное количество заявивших о себе в этом турнире игроков необходимо поддерживать и обеспечивать им шансы для продолжения карьеры. Уж коль скоро появилась звезда, мы не должны позволить ей угаснуть.
– В советское время было немало тренеров, которые этих мальчишек целенаправленно искали. Где сегодня такие специалисты? Сколько их осталось?
– Действительно, их стало меньше – сегодня детский спорт держится в основном на энтузиазме отдельных личностей. Но есть и позитивные тенденции. К примеру, меня отец бил за увлечение футболом с периодичностью раз в две недели (именно столько выдерживали новые ботинки). Нынешние же мальчишки прекрасно понимают, что футбол – не только увлекательная игра, но и способ обеспечить свое будущее. Я пообщался с ребятами, многие уже сегодня мечтают о том, чтобы заключить контракты с «Интером» или «Миланом». То есть они сами и их родители всеми силами стараются «найтись», не остаться на обочине большого футбола.
– В хоккейной школе профессиональных игроков готовят тренеры-профессионалы. А вот в дворовом футболе все основано на прин-ципах добровольности. Как правило, ребята тренируются и играют самостоятельно. Если же у них и есть наставник, то он чаще всего о премудростях тренерской работы имеет весьма общие представления.
– РФС собирается помогать дворовому футболу. Недавно состоялось заседание исполкома, на котором президент РФС Виталий Леонидович Мутко выразил намерение включить финансовую помощь массовому футболу в стратегию развития нашего вида спорта в России.
– Как по-вашему, многое бы выиграл «Кожаный мяч», если бы его, как в советское время, проводить на уровне СНГ?
– Многое бы выиграл... Это даже здесь видно, на россий-ском турнире. Возьмите тех же осетин – ребята играют уже практически как взрослые. Кавказцы раньше взрослеют, у них другие двигательные стереотипы, как следствие – другой футбол. А теперь вспомните Грузию и Армению, где эта специфика была выражена еще более явственно... Вспомните Украину и Прибалтику с их коллективизмом, среднеазиатскую футбольную школу, молдавский и белорусский футбол... Замечу, кстати, что это все имеет непосредственное отношение не только к «Кожаному мячу», но и к «взрослому» футболу. Может быть, профессиональный футбол от распада СССР потерял даже больше, чем детский, – мастера имели возможность чаще контактировать, постоянно обмениваться опытом, учиться друг у друга и друг друга мотивировать. А какая это была школа для тренеров! Через несколько лет после распада СССР я беседовал с Валерием Лобановским, и тот заметил, что чемпионат Союза по праву мог называться суперлигой. К сожалению, сегодняшнее положение в россий-ском футболе заставляет признать, что Россия преемницей СССР не стала. Конечно, какие-то локальные успехи есть и у наших команд. Но что касается национальных интересов (которые должна в первую очередь защищать сборная), то здесь утешиться нечем. Дело даже не в результате: не может не пугать равнодушие ряда спортсменов, их нежелание «ложиться костьми» ради победы в игре, где на карту поставлена честь страны. Особенно горько осознавать это, глядя, как буквально «грызут» газон украинцы в игре с сербами или футболисты Лихтенштейна в матче со словаками.
– Как раз эти качества демонстрируют мальчишки, играющие сегодня в финалах «Кожаного мяча». Объясните, Никита Павлович, куда потом все девается?
– Между «Кожаным мячом» и системой специализированных ДЮСШ должны быть широко открытые ворота, а не узенькая калиточка. Пора отбирать детей в большой футбол не только по их антропометрическим и функциональным качествам, но и по душевным возможностям и способностям. Нет ничего дороже для футбола, чем игрок – победитель по духу.
//Беседовал Анатолий КОНОНЕЦ.