Однажды в гостях у города были американские музыканты. В один из вечеров оба оркестра пришли на набережную и, сменяя друг друга, а то и вместе начали исполнять мелодии, одинаково знакомые всем континентам. Вдруг потемнело небо, поднялся порывистый ветер и сорвал с пюпитров ноты. Американцы растерялись, а наши как ни в чем не бывало продолжали штраусовский вальс.
С дирижерской палочкой выходили на волжский берег Владимир Понькин, Михаил Щербаков, Тимур Мынбаев, Евгений Тюрин. А Михаил Щербаков – сейчас главный дирижер Самарского оркестра, народный артист России, – случалось, сам брал в руки скрипку, и тогда даже Волга приглушала плеск.
Особые дни на набережной – выставки-ярмарки колоколов, мастер-классы лучших звонарей России. На торжественном открытии одного из таких мастер-классов главный звонарь России Игорь Коновалов назвал Ярославль колокольной столицей, а сам праздник – уникальным событием культурной жизни страны. Музыка на набережной всегда очаровывала и завораживала, возвышала душу.
А на днях пришло к нам необычное письмо, под ним – более сотни подписей. Тоже об оркестрах, тоже о музыке, тоже о традициях. Вот уже несколько лет каждую неделю на набережной собираются пожилые люди на свой праздник-встречу. Они стоят возле художественного музея, нарядные, взволнованные. Ждут. Вдруг издалека доносятся звуки веселого марша. Показывается колонна музыкантов в красивых «гусарских» мундирах, в киверах. А потом начинается бал...
«Мы разобщены, одиноки – грустна надвигающаяся старость. И люди, чтобы забыть хоть на минуту об этом, вдохнуть воздух прошедшей молодости, собираются из разных районов города послушать музыку или потанцевать, как когда-то бывало. Это не только источник нашего здоровья, но и особенность нашего прекрасного города. Зачастую гости Ярославля, туристы вместе с нами слушают музыку и завидуют, что мы так красиво отдыхаем», – пишут авторы письма.
С сожалением отмечают они, что муниципальный оркестр в последнее время играет все реже, оркестр «Топаз», пятнадцать лет выступавший на набережной, а потом в городском парке, вообще играть больше не будет из-за отсутствия денег у Кировской администрации.
Письмо адресовано не только редакции, но и мэру Ярославля Виктору Волончунасу: «Если ЮНЕСКО взяло под свою защиту исторический центр нашего города, то примите и вы, пожалуйста, нас под свое крыло, так как мы тоже относимся к истории Ярославля», – пишут пенсионеры.
Оркестр на улице – не дешевое удовольствие. Коллектив муниципального оркестра шесть лет числится «на балансе» мэрии. Но часть музыкантов играют на своих личных инструментах. Мэрия за это время нашла деньги на три саксофона, три барабана и трубу. В оркестре не хватает инструментов для полного набора. Даже тамбур-шток – жезл, которым дирижирует капельмейстер на марше, приходится брать напрокат.
И чтобы не мешали оркестру неожиданные капризы погоды, требуется какое-то укрытие. Дирижер Александр Клименко, не раз бывавший за рубежом, видел, как там для духовых оркестров сделаны легкие павильоны, закрытые с трех сторон: дождь не достает, ноты не разлетаются, звук лучше. Такой павильон будет стоить не дороже пивной палатки, но средств не находится. Зато шатры с эмблемами пивных компаний даже памятник Некрасову окружили – место, где еще недавно играли симфонические оркестры.
Конечно, у города много первоочередных нужд. Но, думается, «вложение» в красоту города перед его 1000-летием, в настроение людей, в светлую мелодию жизни – дело безошибочное.