Однако речь не идет об олимпийском виде спорта – стендовой стрельбе, хотя компакт-спортинг – ее самый близкий «родственник». В чем-то он даже и посимпатичнее. Это при том, что сама по себе стендовая стрельба является «королевским» видом среди других видов спорта для снайперов.
Статус ее определяется зрелищностью соревнований на стенде. Видеть тарелки, вдребезги разлетающиеся в воздухе, куда интереснее даже для дилетанта, чем мишень, о попадании в которую зрители до последнего времени узнавали только из сообщений судьи-информатора. Так вот, компакт-спортинг не менее зрелищный, но куда более демократичный, нежели стендовая стрельба, особенно в смысле участия спортсменов.
Состязания классических стрелков на стенде куда жестче регламентированы, чем у спортсменов компакт-спортинга. Выстрелить две серии по двадцать пять патронов, исходя из имеющегося «меню» (где указан порядок появления мишеней), куда проще, чем бить длинные серии по мишеням, неожиданно появляющимся из разных позиций в бешеном темпе. Даже бывалые охотники, впервые побывавшие на траншейном, а паче того – круглом стенде, испытывают по отношению к соперникам комплекс неполноценности. «Лечится» это как раз компакт-спортингом. Дело это для Ярославля новое, однако нельзя сказать, что совсем уж невостребованное. База стрелкового спорта в Домнине открылась несколько недель назад, и многие наши спортсмены уже не раз сбивали здешние «летающие тарелочки».
Королевским этот вид спорта называют не только за зрелищность, но и за антураж. Затраты стрелка, и без того немалые (стоимость ружья доходит до 10 тысяч евро, каждый патрон для него – от 12 рублей, да и тарелочка чего-нибудь стоит), плюсуются к затратам устроителей, которые подсчитать довольно трудно. В не самом богато обставленном Домнине имеются три портативные установки по выбрасыванию тарелочек, да несколько технических зданий, да еще несколько сооружений, обеспечивающих безопасность. Что в свою очередь требует круглосуточной охраны. Но ярославская организация «Спортинг» не собирается останавливаться на достигнутом и уже понемногу движется от массовости к мастерству – возводит траншейный стенд... К чему отказываться и от олимпийских перспектив?
Тут у многих читателей возникает закономерный вопрос: настолько ли мы богаты, чтобы позволить себе эти неслабые по затратам развлечения? Если говорить исключительно об экономике, то и здесь нельзя дать однозначный ответ. Развиваются же, к примеру, в нашем регионе горные лыжи, бильярд (и даже, по слухам, есть планы по устройству поля для гольфа). Что же до практической стороны дела, то тут никаких сомнений в пользу спортинга не остается в принципе. Во-первых, стрельба была и будет исконно русской забавой, что подтверждается как высоким рейтингом российских мастеров в мировой табели о рангах, так и их желанием поучаствовать в первом открытом чемпионате Ярославской области. Приехать в Домнино уже согласились снайперы Москвы, Санкт-Петербурга (обе столицы заявили аж по 15 человек), Череповца, Подмосковья (мастера из оружейного объединения «Азот»» традиционно стреляют своими патронами). Раньше, бывало, наши стендовики ездили на сборы на столичную базу «Лисья нора». И оставляли там приличные деньги. А теперь вот – они к нам.
Во-вторых, постоянные упражнения с ружьем как нельзя лучше способствуют росту охотничьего мастерства. Охота же – еще один способ привлечь в регион туристов, получить приток значимых людей, которые, возможно, и для региона станут чем-нибудь полезны. Да и кабанов пора отстреливать по-настоящему, а то они скоро по ресторанам ходить начнут.
В-третьих, никто пока не снимал с повестки дня вопросы о боеспособности подрастающего поколения. Это ведь весьма порочная практика – призывать в войска человека, который к своим восемнадцати годам ни разу пороха не нюхал (в буквальном смысле), и рассчитывать, что в реальной боевой обстановке он будет стрелять во врага, а не в белый свет как в копеечку. Между прочим, профи как раз и из автоматического оружия лупят одиночными (и чаще всего попадают), а Шварценеггера хоть с пулеметом в траншейный стенд поставь – только патронам перевод. Тема стрельбы по тарелочкам с зелеными человечками пока актуальна только для фантастики, но чем черт не шутит... Так или иначе, а задачи подготовки подрастающего поколения к службе в армии записаны в устав «Спортинга».
Есть в этом вопросе и «в-четвертых». К примеру, мишени делают не из фарфора. Лепят их из «слабой» керамики (из шлака, отходов металлургического производства). Пока наши спортингисты покупают их на Липецком металлургическом комбинате. Недорого, и тарелки хорошие, но... Уже планируется открыть цех собственной «посуды для разбивания» (предположительно в Курбе). Это позволит на первых порах экономить, а затем и разворачивать сеть поставок нашей посуды в сопредельные регионы – там тоже есть мастера курок понажимать. А цех – это, как ни крути, и новые рабочие места, и новые технологии.
Но самое главное все же – в спортивной составляющей наших соревнований. К примеру, тот, кто разобьет на первом открытом чемпионате Ярославской области по спортингу два раза по двадцать пять мишеней, получит от череповецких спонсоров турнира снегоход «Тайга». Не зря же говорят, что посуда бьется к счастью.