Аргументов в оправдание того, чтобы рожь в наших краях не сеять, достаточно. Риск возделывания этой зерновой озимой культуры, считают некоторые специалисты, в том, что осень нередко случается теплая и сырая. В этих условиях для озимых есть риск перерасти. Ее бы подкосить, но в хлюпкое поле на технике не въедешь. Рожь уйдет в зиму слишком переросшая, а это грозит серьезным выпадением растений. Зима теплая – тоже плохо: едва подморозит – появится ледяная корка. Нестабильность погодных условий может обернуться тем, что, понеся большие затраты и не собрав предполагаемый урожай, сеятели ржи рискуют остаться на бобах.
Конечно, среднестатистический ярославец и в городе, и в деревне не ощущает пока дефицита черного хлеба. Беспокоятся те, кто связан с хлебным сырьем: назревает проблема нехватки зерна ржи. Хорошо еще, что у нас повсеместно утрачивается привычка кормить животину «черняшкой», а то бы пришлось либо выдавать ржаной хлеб по карточкам, либо взвинчивать цены.
Излишне напоминать, что хлеб – продукт в известном смысле социальный. Значит, цены на него надо держать до последнего. Но сейчас все напряженнее стало с рожью в стране.
– Нам приходится гнать «хлебные обозы» из Саратова, Волгограда, транспортные издержки при доставке зерна по железной дороге непомерно высоки, – говорит директор Ярославского мельзавода № 2 Олег Куликов.
Долгое время в Ярославль возили хлеб из Башкорто-стана.
– Но у них случился неурожайный год, и наш партнер фактически дал от ворот поворот, – рассказал Антон Векшин, председатель правления ассоциации «Ярхлебпром».
Башкирскую тему продолжает директор мельзавода № 2 Куликов:
– Неурожай – это, конечно, форс-мажорные обстоятельст-ва, но даже в благоприятные годы деловые взаимоотношения с башкирской хлебной стороной у нас не очень складываются. Довольно сложно в Башкирии заключить соглашение о поставках хлеба непосредственно с товаропроизводителем. Без подписи вице-премьера там о хлебной сделке и речи не может быть, ни один вагон не уйдет из республики.
– И какой же выход?
– Мы недавно ездили в Кировскую область закупать рожь. Там она растет! А ведь это севернее Ярославщины. Вот мы и подумали: чем разъезжать по России в поисках ржи, не попробовать ли выращивать эту культуру у себя?
Состоялся у нас предварительный разговор с начальником управления сельского хозяйства Любимского района Константином Сизовым. Затем на одном из совещаний эта идея, насколько мне известно, была доведена до руководителей хозяйств.
– Действительно, у нас был разговор с главами СПК на эту тему, – подтвердил Сизов. – Идея в принципе заманчивая. Давайте прикинем. Здесь есть довольно сильное хозяйство – «Красный Октябрь», которым руководит Николай Троицкий. У него при дойном стаде чуть меньше 500 голов реализуемого молока всего на 15 млн. рублей. А если в этом хозяйстве при их солидном машинно-тракторном парке засеять рожью, скажем, тысячу гектаров, то доход получится по крайней мере 9 млн. рублей. То есть если посчитать по затратам и объему работы в животноводстве и в растениеводстве, то это вещи несопоставимые. Корову надо доить каждый день, кормить и поить... Нет, рожь – это выгодно. Конечно, бытуют разные мнения, но лично я не считаю нашу область зоной рискованного земледелия. Это трафарет. В Кировской области рискуют выращивать рожь, а чем мы хуже? Удобрений побольше внести, подкормить и при благоприятном стечении обстоятельств можно получить неплохой урожай. То есть ты вложил деньги, а осенью получил обратно с приварком.
Хорошо звучит: «Вложил деньги». А где их взять? Опыт нынешней посевной показал, что иные хозяйства именно из-за нехватки средств на горючее или отсеялись с большой натугой, или вовсе в поле не выезжали.
«Ржаная тема» пришлась по вкусу обеим сторонам.
– Договор обязательно должен быть взаимовыгодным, – говорит Олег Куликов. – Наша, как покупателя зерна, выгода в том, что получим рожь, выращенную внутри области, а это значит, что сильно сэкономим на транспортных издержках. Выгода селян тоже вполне очевидна. Ведь мы готовы кредитовать тех, кто будет сеять рожь. Семена, горючее заранее оплатим, а также ремонт техники, запчасти и прочее. Селяне будут знать, по каким ценам мы купим у них осенью зерно. Уверен, что в результате хозяйства получат прибыль. Да и мы внакладе не останемся. Этот проект взаимовыгоден, это однозначно. Нынче осенью, если не помешает какая-нибудь случайность, с любимцами начнем работать.
Впрочем, потребности Ярославского мельзавода № 2 таковы (15 тысяч тонн зерна), что у одного Любимского района столько земли под рожь нет. Поэтому ярославские мельники намерены подобный договор заключить еще и с Некрасовским, Большесельским, Ростовским районами.