Такая уж традиция. Впрочем, и по возвращении об этом узнают немногие. Между тем из отделения по поиску взрывчатки в Чечне побывали почти все собаки, а некоторые по два и три раза. Естественно, со своими хозяевами. Пока все кончалось благополучно – возвращались и люди, и собаки невредимыми. В питомнике командировочных принимали со сдержанным облегчением – сержантов грубовато хлопали по плечу, собаки никаких знаков внимания напрочь не принимали, только весело переступали порог своего вольера, принюхиваясь к знакомым запахам. Вступали на очередное дежурство.
Юля Кальчук чем-то немного напоминает всем известную Никиту из киносериала и типичную девушку-партизанку с плакатов военного времени. Без тени косметики и кокетства, сильная и стройная, в кожаной куртке и высоко зашнурованных ботинках на толстой подошве. От нее исходит ощущение уверенности и спокойного достоинства. Смеется:
– Это от собак и здешнего коллектива кинологов.
Она заочно учится в экономическом институте, но будущее свое связывает с кинологией и милицией. Ее собака Герда специализируется на поиске похищенного и уже не раз разыскивала вроде бы уже навсегда утраченную вещь, заодно наведя и на след вора.
А в недавние праздничные дни один житель пригорода выкопал на своем огороде снаряд времен Великой Отечественной войны. На место с группой специалистов выехала Юля с овчаркой – проверить местность, где когда-то располагался склад боеприпасов. У Михаила Марышева – три собаки. Он служит в подразделении двенадцать лет, и его первая собака Тэсса уже «вышла на пенсию». Но по здешним правилам собаки-труженицы доживают век в питомнике или у своих вожатых. В квартире у Михаила живут его сегодняшняя партнерша Леди и полугодовалый Олтан, постоянно задирающий солидного хозяйского кота.
– Тесновато жить с такой компанией, – сочувствую Михаилу.
А он смеется и утверждает, что сожительство очень полезное. При собаках надо всегда вести себя уравновешенно, спокойно, неукоснительно беречь свой авторитет «вожака стаи», подчеркивая уважение к членам семьи – жене и дочери, у тех тоже привилегированное положение, быть разумно строгим к собакам. О собаках и кинологии Михаил, похоже, может говорить бесконечно.
Владимир Дубенский, наоборот, в оценках суховат, на эмоции скуп. Но ведь пришел сюда работать тоже 12 лет назад и душой к этой профессии прикипел. Правда, к моим домыслам о душе и разуме наших братьев отнесся скептически – мол, главное, физиология животного, его рефлексы, строгая дрессировка, отношение к собаке, как к дорогому инструменту. Чему научишь, то и получишь. Главное, вовремя рассмотреть, что заложено в этой красивой голове и сильных лапах. У него злобная и всегда настороженная рыжая овчарка Мэри. Не позавидуешь тому, на кого она взглянет с подозрением. Но лучшая награда для нее после удачно выполненного задания – не лакомый кусочек, а брошенный хозяином мяч для разминки.
Еще с завистью Владимир рассказывал о серьезности, с которой относятся к дрессуре служебных собак в некоторых зарубежных странах, где только на собачью «амуницию» – ошейники, поводки, намордники, одежду для «преступников» выделяется до тысячи долларов. Наша земля, вода, воздух все больше загрязняются, все противнее пахнут. Это замечает каждый из нас, а как же ощущают грязную экологию нежные собачьи носы? Между тем все настойчивее входит в криминалистику понятие «собака-детектор», – умеющая анализировать тончайшие оттенки запахов – производить одорологическую выборку. Это приблизительно как для человека университетский диплом – дорого, высоко-профессионально, редко.
Впрочем, и сейчас помощь собак необходима постоянно. Только за прошлый год, сказал нам начальник кинологической службы при УВД области Владимир Сидоров, собаки с кинологами 7474 раза выезжали на места происшествий и на поиски взрывчатки. С их помощью раскрыто 769 преступлений, в том числе 79 случаев использования наркотических и психотропных веществ.