После удивившего и даже шокировавшего несколько лет приглашения Ярославлем Вуйтека, а потом еще Шуплера, наверное, это слишком громкое определение. Эксперимент? Может быть. Необычно? Конечно, да. Любопытно? Вне всякого сомнения. Впрочем, сколько стоит ярославская овчинка финской выделки, покажет только время. Только кажется, что в первую очередь в Ярославле обращали внимание на профессиональные качества и тренерский талант Кари Хейккиля. По крайней мере, хочется так думать, ведь до недавних пор именно клуб с берегов Волги практически во всем оставался примером для подражания остальной хоккейной России. Сейчас «Локомотиву», изрядно запутавшемуся в своих играх в демократию, понадобился специалист иного плана. Из тех, кто способен вовремя закрутить гайки. Причем сделать это не с привычным русскому сердцу надрывом и легким матерком, а в спокойной и деловитой манере.
ХУ ИЗ МИСТЕР ХЕЙККИЛЯ?
Финский специалист, кстати, сразу по приезде начал (в своито 44 года!) изучать русский язык. Занимается четыре раза в неделю по полтора часа – факт примечательный. Свидетельствующий о серьезности намерений Хейккиля. Он приехал сюда работать и побеждать. Его не пугает необходимость с места в карьер выдавать результат: «Каждый тренер может сказать, что ему нужно для этого трипять лет. Но на самом деле уже через дватри месяца становится видно, что тренер из себя представляет».
– Для России вы фигура загадочная. О вас, признаться, известно совсем немного. Так кто же Мистер Хейккиля и как он прошел свой путь в большом хоккее?
– Хоккеем начал заниматься, – начинает рассказ о себе Хейккиля, – когда мне было 8 лет, жил я неподалеку от Тампере. Через два года попал в школу «Ильвеса», где и провел несколько лет, выступая в детских и юношеских командах. Потом, в 1978 году, отправился попытать счастья в Канаду, где попал в Западную хоккейную лигу (WHL – одна из главных юниорских лиг. – Прим. авт.). Думаю, что я стал первым европейским игроком в этом чемпионате. По прошествию некоторого времени представился шанс поиграть в своей родной команде, хотя у меня и была возможность продолжить карьеру в Канаде. В итоге я остался и провел в «Ильвесе» четыре года. За это время пробился в национальную команду. Провел около 30 матчей за вторую сборную и 8 – за главную. Даже побывал с национальной командой на играх на приз «Известий», а было это, кажется, в 1981 году.
– Почему вы решили продолжить свою хоккейную карьеру в качестве тренера?
– Когда я находился в Финляндии, мне летом представился хороший шанс поучиться на тренера. Мне было очень интересно, поскольку у меня накопилось достаточно опыта в качестве игрока. Я работал со многими специалистами и почувствовал, что мне тоже стоит попробовать. Я получил высшее образование как тренер через год. На тот момент я был еще действующим хоккеистом и играл в Италии. Там меня попросили остаться и начать тренерскую карьеру. Но там тренировать коголибо мне не хотелось. Прежде всего, потому, что там не было никакой хоккейной культуры. Я вернулся в Швецию и сразу же стал главным тренером, в клубе первого дивизиона «Сундсваль».
Мой переезд в Россию одобрили все
– Что скажете о русских игроках, как думаете, насколько хорошо они смогут воспринять ваши идеи?
– Мне нравятся русские игроки. Они здорово оснащены технически, лучшее из того, что я видел. Если мы подразумеваем полностью сложившегося хоккеиста в техническом плане – это русский. У меня это вызывает огромное уважение, поскольку здорово наблюдать молодых ребят, которые отлично обращаются с шайбой, классно владеют клюшкой и великолепно катаются. Моя нынешняя задача – совместить это с моими тренерскими идеями. Мне нравится быстрый хоккей, результативный. В финском чемпионате «Кярпят» забрасывала больше всех шайб и пропускала не так уж много, занимая по этому показателю третье место. Я не хочу, чтобы моя команда играла исключительно в оборонительной манере или только в атакующей. Я не диктатор в этом плане. Многое зависит от ситуации. Мы же должны стараться находиться посредине. Так я собираюсь работать.
– Можете назвать свои основные принципы в работе?
– Это зависит от многих обстоятельств. Мы должны принимать серьезные шаги внутри команды, иногда выводя из состава хорошего игрока. Приходится принимать тяжелые решения. Но я это делаю для того, чтобы моя команда играла лучше. И не существует такой персоны, которая более важна, чем коллектив. Это моя точка зрения. И поэтому правила внутри команды одинаковы для всех. Каждый должен максимально работать на благо всего коллектива. Конечно, существуют звезды, и если какието хоккеисты играют лучше остальных, то они и проводят на льду больше времени.
– Как вы решились на то, чтобы стать первым финским тренером, возглавившим российский клуб?
– Сначала, признаться, думал совсем о другом. Мне хотелось взять годичную паузу и понаблюдать за хоккеем не изнутри, а со стороны. Охватить все происходящее взглядом сверху. Когда на меня в первый раз вышли представители Ярославля, это стало сюрпризом. Поскольку ходит много слухов о российском хоккее, часть из которых не очень нравится. Помоему, это не самый плохой выбор. Полагаю, что Ярославль – именно то, что нужно. Сказать «нет» на предложение из России мне было тяжело, ведь это, скорее всего, первый и последний шанс для меня поработать в вашей стране, выучить язык, познакомиться с культурой, открыть для себя ваш хоккей и самому вырасти как тренеру. И, конечно, принести пользу моей новой команде, раскрыть потенциал ее игроков.
– Как отреагировали на предложение ваши родные и близкие?
– Моя жена сказала: давай поедем и посмотрим, что это будет за приключение. У нас есть дочь, которой девять месяцев. Они обе приедут в Ярославль в конце июля. Так что в этом плане проблем не было. Мои друзья, многие люди, наши спонсоры в Оулу были счастливы, что я решился отправиться в Россию. Каждый говорил, что это лучшее, что я мог сделать, поскольку все знали, что я не собираюсь продолжать работу в «Кярпяте».
Деньги – не главное в работе
– Чешский тренер Иван Глинка, когда приехал в Омск, не скрывал, что прибыл в Россию за деньгами. Для вас финансовый вопрос имеет приоритетное значение?
– Работа, работа и еще раз работа. Это у меня на первом месте. Я никогда не прихожу на работу, думая о деньгах. Мотивация находится внутри меня самого. Никакие деньги не могут дать такого. Каждое утро я иду на работу с мыслью, чтобы вечером этого же дня дела были уже лучше. И если ктото подойдет и скажет тебе: «Отличная работа» – вот это и есть мотивация.
– Правда ли, что о вас в Финляндии сложилось мнение как о жестком тренере, даже диктаторе?
– Я честен перед каждым, перед игроками. И от всех требую одинакового подхода к делу. Но диктатор? Нет, это неверно. Ходит обо мне множество слухов. В первую очередь, потому, что люди не знают, что я делаю. Они высказывают свое мнение по принципу: ктото и гдето чтото сказал. Слухи и разносятся. И это хорошо, поскольку у меня есть собственная система. Я не собираюсь светиться в каждой газете, говоря людям о том, что я знаю и чего нет. Это мой секрет. Это моя команда и мои игроки, и они знают, что делают.
– Но в России другой менталитет у людей в целом и хоккеистов в частности. И часто без твердой руки обойтись невозможно. Особенно сейчас в Ярославле.
– Пока я приятно удивлен тем, как игроки здесь работают. Это хорошие хоккеисты, и их отношение к делу заслуживает уважения. Никаких жалоб у меня нет, посмотрим, что будет через пару месяцев.
– Предыдущие иностранные тренеры, трудившиеся в Ярославле, так или иначе владели русским языком. Насколько для вас будет трудно доносить свои идеи до игроков?
– Я уже активно учу русский, хотя, конечно, в общении будут некоторые проблемы. Я должен выучить язык, чтобы общаться со своими игроками на их языке. Знаю, что за два дня этого не сделать, но буду упорно работать.
– «Кярпят» была самой молодой командой в финском чемпионате. Работа с молодежью – один из ваших основных принципов?
– В «Кярпяте» на момент моего прихода в команду было просто много хорошей молодежи. Но тогда они не были на первых ролях, ктото играл в третьемчетвертом звеньях, другие выступали в молодежной команде. Сейчас же, три года спустя, эти ребята пробились в национальную сборную, а некоторые попали в НХЛ. Я полагаю, что мне ничто не сможет помешать сделать то же самое здесь, в Ярославле. Надо им доверять, предоставлять больше игрового времени. С молодыми работать проще, хотя это не значит, что я не люблю заниматься с опытными хоккеистами. Зрелые игроки с хорошими лидерскими качествами, с большим сердцем – отличный пример для подражания молодежи. Не только в игре, но и в тренировочном процессе. Просто дело в том, что молодежь имеет больше возможностей для роста и у них границы совершенствования лежат гораздо дальше.
– Школа Ярославля лучшая в России, и в последнее время она дала много классных игроков. Что нового вы можете привнести сюда?
– Думаю, что моя задача – совместить индивидуальные качества игроков и умение действовать на льду как единый коллектив. Это не так просто объяснить, но я считаю, что технически хорошо подготовленные хоккеисты должны действовать не разрозненно, а как команда. Я не открываю чегото нового. Ведь известно, что команда, состоящая из более слабых игроков, всегда победит более классных, но неорганизованных мастеров.
– В этом году в России будет лимит на легионеров, будет позволено иметь всего трех иностранцев. Это для вас плюс или минус?
– Лучше, когда команда состоит из людей, которые мыслят на одном языке. Хотя в прошлом году в «Кярпяте» у меня было пять легионеров, по одному канадцу и американцу и трое чехов. Знаете, с ними не было проблем. Конечно, им приходилось многие вещи объяснять отдельно. Но играли все равно сильнейшие. Сейчас в Финляндии собираются сократить лимит до четырех человек, хотя я думаю, что три – в самый раз. В России есть много молодых и хороших игроков, не вижу никаких проблем.
Михаил ЗИСЛИС.
Кари Хейкилля. Родился 10 января 1960 г. Выступал за «Ильвес» (Тампере, Финляндия, 1979/80 – 1982/83, 1986/87 – 1988/89, 1991/92), «Калгари Рэнглерс» (WHL, 1978/79), «Виктория Кугарс» (WHL, 1979/80 – 1981/82), «Лулео» (Швеция, 1983/84 –1985/86), «Хестен Хоккей» (Швеция, 1989/90 – 1990/91), «Таппара» (Тампере, Финляндия, 1991/92), «Фасса» (Италия, 1992/93 – 1993/94).
Провел восемь матчей за сборную Финляндии.
Бронзовый призер чемпионата Финляндии (1982/83).
На тренерской работе – с 1994 года. Главный тренер ХК «Сундсвалль» (Швеция, 1994 – 1996), ИК «Буден» (Швеция, 1996/97), ХПК Хяменлинна (1997/98), «Кярпят» (Оулу, Финляндия, 1999, 2001 – 2003/04).
Чемпион Финляндии (2003/04).
Серебряный призер чемпионата Финляндии (2002/03).
Вчера у хоккеистов «Локомотива» начался отпуск. Подготовка к новому чемпионату России начнется 5 июля. Первый сбор пройдет в Ярославле до 16 июля. Запланировано участие «Локомотива» в трех предсезонных турнирах. С 17 по 23 июля в Финляндии состоится очередной розыгрыш Кубка Паюлахти (участвуют «Металлург» (Новокузнецк), «Салават Юлаев», СКА, «Лада», «Локомотив», «Ак барс», ЦСКА, «Химик»), с 30 июля по 4 августа в Уфе пройдет турнир на кубок президента Башкирии (примут участие «Металлург» (Магнитогорск), «Салават Юлаев», «Лада», «Локомотив», «Ак барс», «Нефтехимик») и с 22 по 26 августа в Череповце – турнир памяти Беляева (участвуют СКА, «Северсталь», «Локомотив», «Спартак»).
Публикуется в сокращении. Полность материал читайте в еженедельнике «Весь хоккей» за 5 мая.