Футбольный клуб «Шинник» в прошлом сезоне вполне мог стать призером чемпионата России. Но для незвездной команды из провинции и пятое место – это неплохой результат. Тем более, если учесть, что бюджет ярославской команды гораздо скромнее, чем ведущих российских клубов, базирующихся в столице. Официально признанный бюджет «Шинника» в 2003 году – около 10 млн. долларов. Большую часть этих средств составляют деньги компаний президента «Шинника» Николая Тонкова. По сути сегодня ярославский клуб – личное увлечение предпринимателя и сенатора, которого поддерживают областные и городские власти. Это достаточно затратное хобби, пока не приносящее прибыли. Моральное удовлетворение от побед команды достается Николаю Тонкову дорогой ценой.
Игра олигархов
В последние год-два в российский футбол пришли очень большие деньги, их вложили такие монстры, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Лу-койл» и другие финансово-промышленные группы. Владельцы компаний, конечно, понимают, что в ближайшие годы рассчитывать на прибыль не стоит. Хотя в перспективе такая цель, безусловно, ставится.
Деньги поменяли в нашем футболе многое: выросли бюджеты клубов, в разы увеличились суммы, за которые покупаются и продаются игроки, поднялись зарплаты.
– Сейчас идет гонка финансовых возможностей спонсоров, – считает президент «Шинника». – Цифры, которые стояли в контрактах и трансферных договорах 5 – 6 лет назад, несопоставимы с сегодняшними.
На переломе столетий Российская профессиональная футбольная лига требовала, чтобы бюджет клубов высшего дивизиона был не меньше 3 млн. долларов. Сегодня такая сумма уже считается несолидной даже в первом дивизионе. Официальные данные за прошлый год приведены в таблице. Но поскольку российский бизнес не слишком стремится к прозрачности, можно предположить, что реальные бюджеты многих клубов, особенно из первой тройки, гораздо выше.
Бюджеты наших клубов не выглядят смешными даже в сравнении с европейскими грандами. В Испании, например, на 20 миллионов можно не только сводить концы с концами, но и замахиваться на высокие цели. Лучший тому пример – «Реал Сосьедад» Валерия Карпина. В прошлом году он с 24 млн. евро немного не дотянул до десятки богатейших клубов страны, а перед началом нынешнего сезона пополнил кассу еще 10 миллионами и всерьез включился в борьбу за чемпионский титул. Мадридский «Реал», разумеется, в расчет не берется: по предварительным оценкам, его доходы в текущем сезоне составят 240 млн. евро, расходы – 190.
На билетах не заработать
В России о доходах пока можно только мечтать. Практически у всех наших клубов бюджеты дефицитные. Николай Тонков объясняет такую ситуацию несколькими причинами.
– Население пока не готово платить те деньги, которые платят болельщики в Европе. Наш клуб получает крайне мало от продажи билетов и символики. В прошлом сезоне мы не смогли заполнить стадион – на 23 тысячи мест приходило около 16 тысяч болельщиков. (Средняя цена билета на матч в прошлом сезоне 30 рублей. – Авт.)
Другая доходная статья футбольных клубов всего мира – оплата за телетрансляции. Наши клубы за показ матчей чемпионата России по РТР и каналу «Спорт» получают около 3,5 млн. долларов в год на всех, чемпион по итогам сезона – миллион долларов, а, например, пятая команда (в прошлом сезоне – «Шинник») – около 400 тысяч.
– В английской премьер-лиге клубы получают от телетрансляций солидные доходы, – рассказывает президент «Шинника». – Я был в Саутгемптоне и изучал всю структуру доходов футбольных клубов. «Саутгемптон» – это средний клуб английской премьер-лиги. Но и он получает 50 млн. фунтов стерлингов в год от продажи прав на телетрансляцию матчей.
Если за победу в российском чемпионате клуб не получает ничего, то участие наших команд в Лиге чемпионов позволяет им изрядно пополнить свои бюджеты. Так, в сезоне 2002 – 2003 г. чемпион России «Локомотив» заработал в Лиге чемпионов ни много ни мало 7,2 млн. долларов! Иным клубам премьер-лиги такой суммы вполне хватило бы на целый год.
Участие в Кубке УЕФА, и тем более Интертото, особенно на тех стадиях, где наши клубы обычно вылетают из этих турниров, не сулит больших финансовых дивидендов. Во всяком случае прямых. Зато более или менее удачное выступление в этих соревнованиях способствует капитализации клуба, поскольку лучшие игроки и брэнд клуба «засвечиваются» в Европе, а следовательно, растет их реальная стоимость.
Ярославский «Шинник» также будет в нынешнем сезоне выступать в Кубке Интертото. Больших денег руководство «Шинника» не ждет.
– За участие в кубке дают очень мало средств, которых не хватит даже на покрытие расходов по перелету, – говорит Николай Тонков. – Но команда через участие в Кубке Интертото постарается попасть в Кубок УЕФА.
На Западе футбольные клубы получают приличные доходы от спонсоров и рекламодателей. В том же Саутгемптоне, по словам Николая Тонкова, компании и частные лица стоят в очередь и участвуют в конкурсах, чтобы стать рекламодателями и спонсорами клуба. У российских клубов серьезных спонсоров единицы.
В призеры – без звезд
Еще один источник доходов – продажа игроков. В начале и середине 90-х, когда за рубеж из московских команд уезжали по нескольку ведущих футболистов в год, хозяева этих клубов могли спать спокойно. Продажа Карпина, Мостового, Колыванова и других звезд по старым, «додефолтовским» ценам компенсировала многие затраты команд, откуда они уехали. Однако на рубеже веков этот поток иссяк.
Прошлым летом после серии скандалов «Спартаку» удалось выгодно продать за границу Дмитрия Сычева, за которого руководство красно-белых получило 3 млн. евро. Остальные переходы существенных денег не принесли.
Не имея возможности пополнять бюджет за счет экспорта лучших футболистов, хозяева клубов активно работают на российском рынке. Почти три миллиона евро президент «Ротора» Владимир Горюнов добыл за счет продажи трех своих ключевых игроков – вратаря Андрея Чичкина в «Крылья Советов», защитника Альберта Борзенкова в «Сокол» и нападающего Романа Павлюченко в «Спартак».
Суммы трансферов на ведущих футболистов внутри страны понемногу подтягиваются к мировым ценам, тем более что на Западе сейчас происходит как раз обратный процесс. Самая крупная внутрироссийская сделка минувшего сезона оценивается в 1,4 млн. долларов. Именно на столько вырос бюджет «Крыльев Советов», после того как они продали Владислава Радимова в «Зенит».
Ярославский «Шинник», по словам Николая Тонкова, пока больше тратит на покупку игроков, чем зарабатывает на их продаже. (Самой прибыльной сделкой для клуба стала продажа в 1998 году Сергея Серебренникова в киевское «Динамо». По неофициальным данным, она принесла около миллиона долларов.)
– «Шинник» сейчас освободится от ряда возрастных футболистов, и в итоге нам необходимо приобрести 5 – 6 новых игроков, – объясняет Николай Тонков. – В этом году я рассчитываю на игрока сборной Украины Евгения Луценко из «Динамо».
Президент «Шинника», сославшись на коммерческую тайну, отказался подтвердить информацию одной из российских газет, что клуб в прошлом сезоне потратил около 3 млн. долларов на покупку игроков. При этом в интервью газете «Спорт-Экспресс» весной прошлого года Тонков говорил, что на эти цели «мы потратили вполне сопоставимые суммы с московским «Спартаком» или «Сатурном-REN-TV».
– Сейчас российские футбольные клубы, хоть туда и пришли большие деньги, особо не отличаются в классе игры друг от друга, – уверен президент ФК «Шинник». – С тем же «Локомотивом», я считаю, нам можно играть на равных и обыгрывать его даже с тем составом, который был. При слаженной командной игре, при стопроцентной отдаче и где-то футбольном везении можно выиграть и первенство. В прошлом году много очков клуб потерял только из-за определенного невезения. Это ничья на своем поле с «Черноморцем» из-за судейской ошибки – минус 2 очка. В Ростове – красная карточка Фузайлову, которую не должны были давать. Ничья здесь с «Рубином». Игра с «Локомотивом», когда нам на последних минутах забили. Игра с «Ротором», которую мы обязаны были выиграть. Это уже плюс 10 очков, и мы могли быть в тройке лидеров.
Не все решают деньги. Не обязательно брать звезд. Нужно находить мальчишек с божьим даром и горящими глазами. Вот тогда наша команда раскроется и сможет претендовать на самые высокие места.
– Как вы оцениваете предложения по ограничению числа легионеров – с 2005 года будет разрешено заявлять не более 5 человек?
– Это нормальное предложение. В Москве есть мощное лобби столичных клубов, в которых больше половины игроков являются легионерами. Я считаю, что зрители должны приходить на игру и видеть своих игроков, земляков. Поэтому наша задача – создать условия, чтобы эти игроки здесь вырастали. Мы открыли интернат и объявили в него конкурс по всей стране, сделали искусственное поле, аттестуем тренеров, изучаем опыт других клубов. Результаты эта политика даст через 3 – 4 года.
Одной из серьезных статей расходов являются затраты на зарплату и другие контрактные выплаты игрокам и тренерам, включая так называемые подъемные и премиальные. Сейчас уже не секрет, что у нас есть футболисты, получающие 15 – 20 тысяч долларов в месяц. При том, что в команде работают 30 – 40 игроков (пусть и с заметно меньшими зарплатами) и несколько тренеров, все это выливается в кругленькую сумму с пятью нолями в валютном эквиваленте.
Николай Тонков подтвердил, что «разные игроки в клубе получают по-разному: кто-то очень большие деньги, кто-то меньше, кто-то работает за очень небольшие деньги. У нас действуют бонусы по итогам сезона, если команда выполняет свою задачу». Однако он опроверг информацию о размерах премиальных, которые назывались в столичной печати. В газете «Спорт-Экспресс», например, было указано, что «в клубе действует прогрессирующая система премиальных: за первую победу в серии игрок получает 3000 долларов, за каждую последующую – на 500 больше».
Требуются инвесторы
Президент ярославского клуба прекрасно понимает, что для борьбы за медали чемпионата России, успешного выступления в еврокубках необходим другой уровень финансового обеспечения. Пока же главный донор «Шинника» – бизнес-структуры Николая Тонкова, объединенные под эгидой управляющей компании «НТМ-Холдинг». Тонков признает, что его бизнеса «недостаточно, чтобы сделать из «Шинника» команду европейского уровня». Поэтому сейчас готовится акционирование футбольного клуба. Николай Тонков рассказал газете, как это будет происходить:
– Сейчас, достигнув пятого места, мы должны шагнуть еще выше. Чтобы развиваться дальше, необходимо принимать стратегическое решение. Пока клуб – это и общественная организация, и общество с ограниченной ответственностью. Мы активно готовимся к акционированию – выстраиваем четкую структуру клуба, подбираем новых менеджеров.
Дальше есть разные варианты решения вопроса. Первый – сделать ОАО и предложить эти акции болельщикам, бизнесменам региона. Второй путь – найти стратегического инвестора, который станет наряду с «НТМ-Холдингом» и администрацией области также крупным акционером. Третий вариант – полностью продать клуб крупному инвестору.
Возможно, придет какая-нибудь крупная российская компания, для которой престижно иметь долю акций в футбольном клубе из Ярославля. Я сейчас намеренно не говорю «Шинник», потому что это название уже устарело и его надо менять. Оно сохранится лишь при условии, если «Газпром» и его дочерняя компания «Сибур» захотят, чтобы у них была ведомственная команда в первой пятерке премьер-лиги России. Если это не произойдет, название клуба изменится. Оно должно нести в себе место происхождения клуба (Ярославль или Ярославская область) и, возможно, какой-то брэнд, если акционеры будут заинтересованы в его продвижении. Пока мы не заявили новое название, но ситуация может измениться в любой момент.
Новый стадион на месте «Шинника»
Немалую долю затрат любого футбольного клуба составляют расходы на инфраструктуру (как раз от этого зависит комфорт на стадионе, тренировочной базе). И основа состоятельности любого клуба, которая к тому же может приносить нормальный доход, – это стадион. Не у каждой отечественной команды он есть. В последние годы в премьер-лиге появились два стадиона-красавца, на которых не стыдно принять и престижные международные матчи. Это «Локомотив» в Москве и «Сатурн» в Раменском.
В то же время два именитых и богатых московских клуба – «Спартак» и ЦСКА продолжают кочевать, отстегивая немалые суммы на аренду других стадионов. В Ярославле стадион «Шинник» не принадлежит футбольному клубу, он находится в муниципальной собственности, а у команды есть долгосрочный арендный договор с мэрией Ярославля. Стадион нуждается в кардинальной реконструкции. Идти по пути латания дыр руководство команды не желает. Реконструкция сначала одной, а потом другой трибуны создаст неудобства болельщикам, а «смотреть футбол на стройке», как выразился Николай Тонков, никому не понравится.
Сейчас руководство клуба ведет переговоры с иностранными компаниями, которые заинтересованы построить в Ярославле современный стадион мирового уровня, с крытыми трибунами, торговыми помещениями и развитой сферой услуг.
– В связи с тем, что стадион находится в центре города, инвесторы готовы вложить деньги в этот проект, стоимость которого может составить 30 – 40 млн. долларов. Сейчас у нас есть предложения нескольких компаний: одна из них строила стадион «Локомотив» в Черкизове (около 80 млн. долларов). Но последнее слово будет за мэром, муниципалитетом и губернатором – власти должны будут дать гарантии возврата вложенных инвестиций. Лет через пять этот проект может быть реализован.