– А меня вы тоже довели до белого каления, – ворчу я.
Еще бы, сидишь, спокойно пишешь, и вдруг на пороге появляется высокий, стройный человек в желтой ветровке и красной вязаной шапочке с названием какого-то чемпионата. У него загоревшее лицо и красивые, крупные кисти рук умельца. И начинает посетитель рассказывать о совершенно новом для меня виде спорта – снегобеге. Конечно, я несколько раз переспрашивала. А кто из вас что-то слышал о снегобеге? Вот тут Геннадий Александрович Шапошников (на снимке) и начинает разъяснять, что и как.
Он из глубинки Переславского района. В Одерихине его родительский дом. В здешних шаляпинских местах он закончил семь классов. Вокруг стояли леса, снегами деревни засыпало до крыш. Может, поэтому он так полюбил лыжи, движение по целине. Скрип снега, шорох осыпавшихся с еловых лап пластов даже снились ему. И не раз среди ночи он брал лыжи и мчался куда глаза глядят. Так и в зрелом возрасте, когда работал на нефтяных промыслах – был бурильщиком, тянул ЛЭП. Тоже, бывало, возвращался с вахтового дежурства и, несмотря на 47-градусный сибирский мороз, надевал лыжи. При ясной луне эти прогулки были особенно хороши.
Но остались позади работы в Подмосковье – «весь Зеленоград построил», тюменские вахты. Вышел Шапошников на пенсию, вернулся в свое Одерихино. Сейчас ему 67 лет, хотя выглядит намного моложе. Дела какие ждали его в деревне? Четыре старые женщины жили по соседству, кое-кто еще зимовал в округе. Он каждый день торил семикилометровую дорожку от Одерихина до тракта Москва – Холмогоры, чистил тропку к колодцу, заготовлял дрова для себя и соседей, брался за любую работу, чтобы к пенсии добавку иметь. Тут надо сказать, только олигархи хорошо обеспечили себя на сибирской нефти, у него же пенсия весьма скромная, а деньги оказались нужны не только на хлеб и сахар. Как-то смотрел по телевизору очередной марафон и пожалел почти отдавшего дух бегуна. Да еще сосед-дачник, начальник одного из цехов объединения «Славич», подзадорил. Он видел, что Шапошникову, допустим, до холмогорского тракта добежать – раз плюнуть, похоже, и до Москвы или Ярославля дорогу мог бы одолеть. И по нынешнему гололеду бегом, ни разу не поскользнувшись. Короче говоря, однажды навострил Шапошников лыжи аж на праздник Севера в Архангельск. Здоровье, звание мастера по легкой атлетике и полувековой спортивный стаж сразу выдвинули его в число лидеров. Теперь-то он занесен в базу данных Российской ассоциации марафонов и пробегов. В каких только соревнованиях он не участвовал! Например, королевский пробег, сибирский международный марафон, кузбасский шахтерский марафон. От самого Вячеслава Фетисова, председателя Госкомитета Российской ассоциации по физической культуре и спорту есть у него приветственное письмо за участие в 22-х традиционных всероссийских массовых соревнованиях «Лыжня России».
Лыжня и беговая дорожка привели Геннадия Александровича в подмосковный город Королев, где обосновался клуб любителей бега «Муравей», который уже девятый раз проводит международный чемпионат по снегобегу. Такой вид спорта существует единственно в нашей стране!
Шапошников участвовал уже в четырех чемпионатах, и всегда успешно. Последний проходил 1 февраля. В нем было задействовано 54 человека – от 10 до 70 лет, большинство – местные. Из зарубежных был один харьковчанин. Да и Шапошников почти иностранец, даже в документах в графе «город» записано «деревня Одерихино».
Дистанция – 10 километров, по заснеженной местности, снеговое покрытие – 45 см, температура – минус 5 градусов. Нам, обыкновенным людям, и сугроб-то перелезть бывает непросто, засыпанную порошей дорогу не перейти. А тут десять километров плыть по снежным заносам. Конечно, некоторые спортсмены с дистанции сходили. А Шапошников преодолел всю десятку без остановки за 1 час 16 минут 15 секунд и занял пятнадцатое место в этой разновозрастной команде и второе – в группе 65 – 70-летних. Правда, пришел к финишу с поцарапанной о лесную ветку щекой. Так его и заснял фотограф.
В те дни Шапошников собирался на лыжные соревнования в Орел. В Переславской администрации даже субсидировали ему на дорожку небольшую сумму. К сожалению, для таких энтузиастов в бюджете даже малой толики не предвидится.
А люди бегут и скользят на лыжах. Шапошников сказал, что практически каждую неделю где-то проходят марафоны, забеги, заплывы. Хочешь – принимай участие. Если на дорогу, кроссовки, шапочку, майку, взнос за участие деньги в кармане найдутся. Да, может, спонсоры-земляки появятся.