Его работа уже не один десяток лет – это хоккей, а дом – то место, где в данный момент находится семья: жена Елена и две дочери Наташа и Лиза. К работе Сергей привык относиться серьезно и чрезвычайно ответственно. Строго выполняет режим, не спешит покинуть Дворец спорта сразу после тренировки. Нужно ведь и тренажерный зал посетить, и на массаж к доктору заглянуть, выслушать все его рекомендации. В общем, уходит среди последних. И отнюдь не потому, что торопиться некуда. Просто привык так. Хоккей – его работа, дело всей жизни – здесь, наверное, и кроется секрет спортивного долголетия.
Уже второй год Немчинов в Ярославле, но семью не привозит, не мешает дочерям получать образование, не хочет таскать их из школы в школу. Впрочем, старшая Наталья уже студентка колледжа. Ну а если нет рядом семьи, то и в наличии собственной квартиры Сергей смысла не видит. Все необходимые для работы и отдыха условия есть и на базе, да и кормят там вкусно и правильно. Вот и получается, что за редким исключением, нынешняя жизнь хоккеиста Немчинова проходит в разъездах: с командой между городами да на машине от базы до «Арены» и обратно. (Наш разговор тоже происходил в пути, ведь весь день у Сергея, согласно режиму, распланирован).
Впрочем, если удается выкроить несколько свободных дней, можно и за океан слетать, домой. Последний раз Сергей встречался с женой и дочерьми в декабре, как раз в канун католического Рождества.
– Когда вы уезжали в Америку, в России еще не было обычая справлять православное Рождество. А сейчас ваша семья какое больше отмечает?
– А когда православное? – поинтересовался Сергей, но, узнав дату, тут же поправился. – Празднуем и то, и то.
– Наверное, ваша супруга какие-то особые блюда готовит, традиционные американские. Индейку, например...
– Индейка – это на день Благодарения, – исправил мою ошибку собеседник. – А на Кристмас? Никаких особенных блюд не готовим, разве что салат «Оливье» жена очень любит делать. И еще зеленый салат. Традиций никаких особенных тоже нет. Как и все, подарки под елку кладем, обмениваемся ими.
По близким Сергей, конечно, скучает. Без этого нельзя. Но загадывать на будущее самый опытный хоккеист российской суперлиги не спешит. Не знает пока Немчинов, что будет делать после окончания второго для него чемпионата в составе «Локомотива». Может, вернется работать в Америку. Может, в России обоснуется. Где?
– Я москвич, родился в Москве, там мои родители, все мои друзья – это мой город.
– А к Ярославлю у вас какое отношение?
– Очень хороший город, очень дружелюбные люди здесь живут, мне очень нравится здесь. Но Москва – это тот город, где я родился, моя родина.
Вернувшись чуть более года назад в Россию, Немчинов владел уже едва ли не всеми хоккейными трофеями. Золотая медаль чемпиона нашей суперлиги стала очередной в его коллекции и, наверное, не самой главной.
– Любой трофей хочется завоевать, любой матч, в котором ты участвуешь, хочется выиграть, – запротестовал Сергей. – Награды нельзя разделять. Каждая дорога по-своему. Каждая означает достижение на определенном этапе твоей хоккейной карьеры. В начале стремился попасть в сборную – и это удалось. Затем выиграть с командой первенство мира – это было высшее достижение. Попал в НХЛ – завоевать с командой Кубок Стэнли, это уже стало самой высокой наградой, которую можешь получить. Играя в чемпионате России, хочу выиграть «золото». И то, что нам удалось в прошлом сезоне – не менее значимая награда. Их нельзя делить, нельзя говорить, что какая-то лучше или хуже. Каждая дорога.
– А нынешний чемпионат – насколько он сложнее прош-лого?
– Все команды укрепляются, все борются от первой до пос-ледней минуты в каждом матче, чтобы попасть в восьмерку. К тому же против чемпиона всег-да играют с удвоенной энергией. Обратите внимание: после игр с нами у команд, которые пытаются у нас выиграть, происходит небольшой спад, потому что на нас они настраивались более серьезно.
– «Локомотив» в отличие от прошлого сезона не лидирует, а борется за место в восьмерке. В вашей практике были ситуации, когда команда, выходящая в плей-офф не с самого высокого места, становилась потом чемпионом, призером первенства?
– Конечно. В 2000 году я играл в «Нью-Джерси Дэвилз». Буквально за месяц до окончания чемпионата мы были на первом месте. Затем стали всем проигрывать и откатились на четвертое место в своей конференции. А в итоге в ходе плей-офф выиграли Кубок Стэнли. Так что не имеет особого значения, с какого места ты начинаешь плей-офф. Конечно, первое место предпочтительнее, чтобы играть больше матчей дома. С другой стороны, команда, которая хочет стать чемпионом, должна выигрывать и на выезде.
– А почему так сложно выиграть на выезде? И, кстати, не только «Локомотиву».
– Перед своими болельщиками все стараются, борются, стремятся к победе. Сейчас к тому же все соперники практически равны, большого превосходства одной команды над другой нет. И потом, в отличие от НХЛ, в суперлиге особую напряженность придают переезды, особенно Хабаровск. Семь – восемь часов лететь, и семь часов разница во времени – это, конечно же, сказывается.
– Тогда, на ваш взгляд, не стоит ли разделить наш чемпионат, как в НХЛ, на конференции? Чтобы не было таких переездов хотя бы на начальных стадиях?
– Я думаю, от этого потеряет зритель. И преимущество получат команды западной конференции, где переезды будут короче, чем на Востоке. Но все же в первую очередь пострадают зрители, которые хотят видеть всех игроков: и западных, и восточных.
Всю дорогу я пыталась выведать у Сергея, чем же все-таки отличается жизнь в Америке и России. Мой собеседник никак не мог сформулировать ответ на этот вопрос, но тут ему неожиданно помогла подрезавшая нас на перекрестке маршрутка. Если бы не водительское мастерство хоккеиста (кстати, Нем-чинов водит очень аккуратно) аварии бы не избежать.
– Ну, куда он спешит?! Особенно с людьми, – искренне возмутился мой собеседник. – В Америке подобных ситуаций не возникает. Там бы обязательно пропустили, уступили. Культура что ли выше, уважение к себе и другим... Наверное, вот этим и отличаемся. Уважение у нас на низком уровне. Почему? Не знаю.
Впрочем, поостыв, Сергей продолжил:
– Хотя и там такое случается, но реже. Нельзя говорить, что там хорошо, здесь плохо или наоборот. Везде есть и плохое, и хорошее.
Беседовала Елена ВИНОГРАДОВА.
* * *
СЕРГЕЙ НЕМЧИНОВ родился 14 января 1964 года, заслуженный мастер спорта, центральный нападающий. Воспитанник хоккейной школы «Крылья Советов».
Начал выступать в чемпионате СССР в сезоне 1981 – 1982 годов. Играл за «Крылышки» и ЦСКА. Чемпион СССР (1984, 1985), победитель Кубка Европейских чемпионов (1983 и 1984), чемпион мира среди молодежи (1983 и 1984), чемпион мира (1989 и 1990), финалист Кубка Канады (1987), серебряный призер Олимпийских игр (1998). За сборную СССР и России провел 133 игры, забросил 35 шайб.
В 1991 году приглашен в НХЛ в клуб «Нью-Йорк Рейнжерс». За 11 лет, проведенных в Северной Америке, также играл в «Ванкувере», «Нью-Йорк Айлендерс», «Нью-Джерси Дэвилз». В НХЛ провел 866 матчей, в которых набрал 346 очков (152+194), из них 105 игр в плей-офф – 31 (11+20) очко. В 1994 г. в составе «Нью-Йорк Рейнджерс» Немчинов, Зубов, Ковалев и Карповцев стали первыми россиянами, выигравшими Кубок Стэнли. Второй Кубок Стэнли Немчинов завоевал с «Нью-Джерси Дэвилз» в 2000 году.
Второй сезон Сергей проводит в чемпионате России. В 2003 году в составе ярославского «Локомотива» завоевал золотую медаль, а также стал серебряным призером Континентального Кубка и бронзовым – Кубка Шпенглера.