Самым вопиющим безобразием стало разорение Бутусовского парка, на протяжении многих десятилетий считавшегося главным в городе. Правда, взамен разбита зона отдыха на острове, в устье Которосли. Но она на отшибе. Туда непросто добраться старикам и мамам с колясками.
Люди моего поколения прекрасно помнят горпарк, обсаженный по периметру плотным рядом старых лип, в центре города, между улицами Чайков-ского и Свердлова. Это было лучшее место отдыха ярославцев. Здесь были тенистые аллеи и яркие фонарики, карусели, открытая киноплощадка с длинными рядами скамеек, читальный зал, шахматный павильон, бильярдная, стрелковый пневматический тир, три волейбольные и две баскетбольные площадки. Я помню членов сборной команды пединститута по волейболу конца 50х, проводивших здесь ежедневные тренировки. Проходили даже соревнования на первенство области.
«В городском саду играет духовой оркестр»... – вспоминаем мы слова из песни 30-х годов. Духового оркестра я уже не застал, но залитую огнями огромную танцплощадку с радиоузлом припоминаю. Оттуда доносились веселые звуки музыки. Этому парку обязаны многие молодые девушки того времени, познакомившиеся под сенью его аллей со своими избранниками и впоследствии создавшие крепкие семьи. Парк охранялся милицией, эксцессов здесь не было.
Однако со временем его размеры стали стремительно сокращаться. Примерно третью часть отхватило находящееся по соседству трамвайное депо. Увы, заступиться было некому. Затем в 1967-м на его территории выросла областная библиотека. Значительную часть деревьев вырубили для ДСО «Труд», но спортивные площадки к тому времени уже были нарушены, а новых так и не построили. Бесхозную пустыню в конце концов приспособили для выгула собак. Немалый кусок оторвали под бомбоубежище. В общем, брали все кому не лень, но чаще просто вырубали деревья и забрасывали... Так исчезли дубовая и яблоневая аллеи, лиственницы, сирени и акации. Вместо кропотливого лечения «Горзеленхоз» спиливал деревья-великаны, не такие уж и старые.
Несколько раз сменивший хозяев Бутусовский парк, вернее, то, что от него осталось, сейчас выглядит совсем заброшенным. Сломаны лавочки, другие куда-то исчезли. Фонари заменили на бледные «коптилки», но и тех осталось две-три, не более. Взрослых отдыхающих практически нет. Изредка жители выгуливают собак...
Напрашивается вопрос: чем занимается «Горзеленхоз» (сейчас у этой организации более замысловатое название, но суть та же)? Уже много лет в центре Ярославля ничего не озеленяют, зато вырубают с готовностью. Недавно безжалостно сократили знаменитую аллею на улице Свердлова, где замысловатый рисунок листвы смыкался, образуя грот. Я насчитал около 40 свежих спилов под корень. Остальные деревья – гордые великаны превратились в жалких карликов без ветвей, в уродливые скелеты, угрюмо торчащие на фоне серого неба.
А ведь Ярославль когда-то занимал второе место в Российской Федерации по озеленению и благоустройству. Хорошие традиции администрации города следует крепить, умножать и больше заботиться о людях. Где взять деньги? Может быть, поменьше устраивать пышных, помпезных празд-ников?