– Надоели мы, наверное, вам своим «золотом», – с этих слов наставник триумфаторов начал пресс-конференцию.
– Так был же у вас шанс в полуфинале проиграть, – не полезли за словом в блокнот представители СМИ. – Не воспользовались. Теперь уж чего, рассказывайте все, как оно было.
Оказывается, секрет побед прост, как и все гениальное: тренеру нужно за сто дней до старта иметь всю сборную под рукой да обеспечить ей тридцать игр с хорошими спарринг-партнерами. И тогда Россия на всех соревнованиях (а не только в Европе) будет выступать в качестве бесспорного фаворита. Она, собственно, и сегодня не в середняках ходит. Но кто бы знал, каких нечеловеческих усилий стоит такая диспропорция тренерам и докторам сборной. Особенно это касается наставников клубов, ставящих свои интересы выше интересов сборной. К примеру, белгородцев в команде было не меньше, чем, допустим, ярославцев и москвичей. Но Анатолий Репкин (второй связующий) отыграл сезон в одной из низших лиг и на фоне нашего Сергея Гранкина смотрелся в лучшем случае подмастерьем. Лидер атак сборной Роман Данилов до приезда в сборную усиленно восстанавливал здоровье в клинике на родине. Трудно сказать, какие методики использовали белгородские медики (сдается, что весьма далекие от традиционной медицины), но по факту излечения волейболист мог прятаться за шваброй. Потеря веса в десять килограммов автоматически выводила Романа, и без того никогда не выглядевшего культуристом, за пределы не только стартового, но и основного состава. «До ума» волейболиста доводили непосред-ственно в сборной. Кстати, россияне были единственной коман-дой, тренировавшейся в ходе всего турнира как минимум раз в день. Не потому, что такие уж идейные подобрались игроки и тренеры, а просто те дни, что не удалось поработать на родине, приходилось в порядке экспромта компенсировать прямо на чемпионате.
В итоге результат сделали те шесть игроков, которые в ходе сезона работали с тренером. Седьмым в этой компании стал москвич Павел Круглов, тоже игравший с травмой, не мешавшей ему, однако, нападать по сорок раз за встречу с эффективностью семьдесят процентов.
Чемпионат закончился для России в четвертой партии финала. Ребята играли с голландцами и в последнем перерыве решили: побеждаем сейчас – на пятую партию просто не хватит сил. Задуманное воплотил в дело ярославец Алексей Остапенко, заколотивший решающий мяч непосредственно с подачи. Алексей вполне мог претендовать на лавры лучшего подающего турнира, однако устроители решили никого не обижать, и без того три личные номинации остались в руках россиян. Лучшим связующим был признан Сергей Гранкин, лучшим атакующим и самым результативным игроком – Павел Круглов.
Любопытно, что пока дву-кратных чемпионов Европы никто не поздравил по-настоящему, разве что представители федерации подарили ребятам по гвоздичке в аэропорту. Тренер же сделал для своих подопечных все, что мог: предоставил отпуск (хотя в Сургуте, где через неделю состоится первый тур предварительного этапа кубка России, четверо ярославских чемпионов Европы очень пригодились бы). Впрочем, почти гоголевский вопрос, долетит ли «Нефтяник» до Сургута, продолжает оставаться актуальным: в клубной кассе хоть микасой катай. Потому отпуск может и затянуться – не дай бог, конечно...
В конце концов деньги, наверное, найдутся, команде с такими традициями не дадут умереть от бескормицы. Но определенный дискомфорт «Нефтяник» начинает испытывать уже сегодня. К примеру, руководство «Атланта» сдвинуло время вечерней тренировки на полтора часа. Теперь волейболисты мало того что не успевают восстановиться между утренними и вечерними занятиями, но и готовятся к чемпионату по неудобному для себя графику: играть домашние встречи им предстоит в 18-00, а тренировки начинаются в 16-30. Все это вместе называется «фактор своей площадки». Эх, да была бы она еще и по-настоящему «своя»...