Молодые и элегантные артисты разговаривали с нами на любому понятном языке пластики, взгляда и жеста. Их легкие коляски, послушные музыке, ходили колесо в колесо, выписывали невероятные туры, крутились волчком, замирали в паузах.
Сенсацию произвел первый в России (год учреждения – 1997-й) спортивный клуб бального танца на инвалидных колясках «Танцы на колесах» под руководством Елены Лозко. Это она три года спустя со своим партнером Дмитрием Поляковым стала лучшей в европейской программе чемпионата мира среди танцоров-колясочников в Осло. Среди наград и регалий Елены – премия «Золотой пеликан», завоеванная на одном из международных турниров в номинации «За умение не сдаваться».
В интервью после концерта Елена Лозко деликатно обошла вопросы о собственной судьбе, зато уж о делах клуба поведала как на духу. Насчет главного неписаного правила поведения в стенах клуба объяснила так: «Договорились раз и навсегда – не плакаться друг другу в жилетку, заниматься только танцами». Про то, как трудно бывает подобрать партнеров в пару, чтобы характерами сошлись, наша собеседница пошутила: дескать, легче мужа найти, с ним хоть можно о чем-то заранее договориться.
Ее танцоры – люди по большей части очень занятые. Ольга Иванова – фармацевт, Алиса Люровская – переводчица с английского, Сергей Антонов и Максим Кондратенко – студенты университета. Николай Якушкин – призер многих турниров. Несчастье случилось с ним в двадцать четыре года, когда у Николая уже была семья. По-прежнему дорожит положением главного кормильца, будучи профессиональным шофером. Об «ограниченных возможностях» сам Якушкин рассуждает так:
– Как раз после беды, как ни странно, появились возможности, о каких прежде я мог только мечтать. Как танцор и как игрок команды – чемпиона России по баскетболу объехал полмира. Так что всегда даю попавшим в беду простой совет: не падать духом.
Зарабатывает ли клуб танцами? От столь коварного вопроса Елена Петровна даже не поморщилась. Спокойно растолковала, что к чему. Примерно десятая часть сметы клуба – это деньги города. Но коммерческих концертов у них не бывает. Предпочитают задаром зарабатывать себе авторитет в народе и в деловом мире тоже.
Десять умудренных жизнью менеджеров, как она выразилась, «пожилых инвалидов», трудятся на дому – ищут спонсоров и меценатов, имея с этого свой процент. Отсюда – суточные, гостиничные, дорога в поездках танцоров на турниры. Коляски у них – именные, выполненные по индивидуальным заказам питерской фирмой «Люкор». Облегченные, весом от 6,5 до десяти килограммов, с них сняты все лишние детали, чтобы исполнителям не грозили травмы.
Клуб «Танцы на колесах» пожаловал к нам по просьбе центра творческой реабилитации инвалидов и по приглашению мэрии: есть планы начатое питерцами и их последователями в других городах России продолжить здесь.
После получасового шоу на сцене был мастер-класс. Переполненному вестибюлю Елена Петровна от души радовалась и удивлялась: мы-то, мол, собирались скромненько позаниматься с колясочниками.
Зрители еще раз, но уже поближе, рассмотрели то, чего было не видно из зала: как это бедрами и всем корпусом умудряются они управлять колясками, узнали, как выглядит «сухой танец» без музыки, чем «комби», когда один исполнитель не в коляске, а на ногах, отличается от «дуо» – дуэта танцоров-колясочников.
Никто из наших попробовать свои силы на мастер-классе не рискнул. Но сама Елена Лозко без всяких подсказок вычислила, «у кого что-то может получиться». Попросила остаться статного Дениса Гринбенко, работника кинотеатра «Аврора». Тет-а-тет поговорила с ним о видах на будущее.
Прощаясь с директором центра Натальей Гавриловой, президент клуба «Танцы на колесах» твердо пообещала на первые репетиции с новичками послать сюда учеников или приехать сама.