За сезон летних отпусков один из самых авторитетных в мире специалистов по юрскому периоду в истории Земли умудрился трижды поработать в экспедициях. С практикантами съездил в Глебово на Волге под Рыбинском на обнажения, известные со времен Ломоносова, с коллегами из Москвы и Новосибирска – в Среднее Поволжье и оренбургские степи. В конце августа неплохо послужила делу его путевка от фирмы «Гео-тур» к нагорью Логонаки у границы Адыгеи и Краснодарского края. Ярославец впервые взял на ощупь северокавказ-скую юру – в местах, где некогда простирался гигантский рукав тропического океана Тетис, прямого предка современного Средиземного моря.
Истинный вес находок, понятно, не измеряется в килограммах. Пока что он скрыт в записях полевых дневников и фотофиксациях. Но один секрет из своего досье сезона-2004 ученый нам доверил. Вместе с постоянным партнером и другом из Геологического института РАН Михаилом Роговым Дмитрий открыл семь видов аммонитов, каких в мире не видел никто и никогда.
Смысл этой удачи для науки наш собеседник популярно объяснил так. Во времена француза Броньяра, в 1829 году открывшего Юрскую систему, и вплоть до 80-х годов ХХ столетия счет у палеонтологов шел на «часы» и «минуты». Циферблат современного геологического хронометра градуирован по «секундам». Если такая «минута» равна
5 – 6 миллионам лет, то секундная стрелка одно деление проходит всего за 80 тысяч лет.
За «мгновение» в драматической битве воинственных моллюсков за жизненные ресурсы и пространство с основными их конкурентами, тоже, конечно, хищниками – рыбами, у аммонитов успевал один вид смениться на другой. Отслеживая эти перипетии, можно, как сказал Дмитрий Киселев, «детальнейше» представить себе эволюцию жизни на Земле.
Находки минувшего лета, плюс к десятку видов аммонитов, уже носящих имя Киселева, пополнят фонды открытого недавно в обновленном виде геологического музея педуниверситета. По оценке специалистов, его коллекции окаменелостей юрского периода богаче, чем в знаменитом Британском музее.