А вот другие кадры: тысячи зажженных свечей, поднятых в руках в полной темноте. Это Италия скорбит по убитым российским заложникам. Тысячи опущенных льняных детских головок. Это польские школьники замерли, отдавая дань памяти погибшим сверстникам из Осетии. Люди молчат, потому что здесь все понятно без слов.
А вот – Москва. Митинг на Васильевском спуске. Кого-то по спущенной сверху разнарядке привозят на автобусах, кому-то, пришедшему по своей воле, не разрешают пройти за оцепление. Непохожий на себя всенародный любимец Василий Лановой фальшивым голосом произносит написанные кем-то казенные слова. Митингующие разворачивают неуместные в данный момент плакаты «Враг не пройдет!» и «Победа будет за нами!». Так ли нужно было отдавать дань памяти погибшим в Беслане?
Увы, но мы, похоже, разучиваемся сострадать. Кто-то по-плакал возле телевизора о невинно убиенных, а кто-то поспешил переключиться на очередной сериал: мол, сколько можно об этом. Просто выйти на улицу, чтобы постоять плечом к плечу с зажженной свечой? Так ведь команды же не было!
Во вторник мы побывали в нескольких школах Ярославля. Где-то, несмотря на дождь, прошли линейки, на которых учителя и ребята почтили минутой молчания память взрослых и детей, погибших от рук боевиков. Где-то учителя провели тематические классные часы, посвященные национальной трагедии. Дети тоже не остались равнодушными и организовали сбор средств в помощь пострадавшим в результате захвата заложникам.
Но были и другие примеры. В одной школе мне не удалось поговорить с учителем. Только мы начали разговор, как меня настойчиво пригласили в кабинет завуча и спросили, что за «подпольную деятельность» мы ведем, общаясь с «рядовым составом», минуя руководство школы.
В другой школе педагогический коллектив решил «лишний раз не травмировать психику детей». Не надо, мол, постоянно муссировать трагедию в Беслане. Ребята и так все видят и все понимают. Достаточно и того, что в школе проводятся беседы о том, как себя вести в случае террористиче-ских актов. А лишний раз напоминать о трагедии, как говорится, только «сыпать соль на раны...».
Еще в одной школе учителя говорят, что они не знали, «что надо проводить какие-то мероприятия, связанные с событиями в Беслане». Администрация школы считает, что каждый учитель должен был организовать что-то наподобие классного часа для своих учеников. А раз не организовали, значит, посчитали это лишним.
Конечно, так было не везде. Есть у нас люди, которым небезразличны чужая боль и чужое горе.
6 сентября студенты Демидовского университета без всякой «подсказки» сверху собрали деньги на покупку свечей и цветов и вечером пришли на площадь Волкова. Вдоль стены Знаменской башни ребята положили цветы и поставили зажженные свечи, а к самой стене прикрепили листки со словами соболезнования. Так стена башни стала своеобразной «стеной плача». Люди останавливались и с болью в глазах смотрели на мерцающее пламя догорающих свечей, напоминающих о загубленных террористами человеческих жизнях.