Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Рассказывать сегодня, во вторник, как именно «Шинник» играл воскресным вечером против чемпионов России и обладателей кубка УЕФА, наверное, не имеет особого смысла – все, кто хотел, побывали на стадионе или увидели телевизионный репортаж. Гораздо интереснее порассуждать о том, действительно ли над нашей командой висит рок или все эти результаты объяснимы с рациональной точки зрения.
Изначально: армейцы привезли в Ярославль состав, который мог только присниться нашим футболистам в радостных снах под Рождество. Помимо объявленных накануне травмированными Жо и Карвалью ЦСКА не заявил на игру еще и Вагнера. Правда, и ярославцы без Горака и Лейлтона выглядели осиротевшими. Поначалу казалось, что кадровый голод сильнее гложет москвичей: уже на первой минуте Салугин и Жирков, отбирая мяч у Матича, столкнулись друг с другом, и Жиркова пришлось буквально отскребать от газона.
Затем оказалось, что для атакующих действий исполнителей и в той, и в другой команде хватает. У ярославцев привычно «зажигали» Ширко и Хазов, поддерживаемые Костичем, армейцы же уповали на Олича, Красича и стандарты в исполнении Игнашевича. Именно после одного из них Олич наносил удар метров с семи, и Близнюк сорвал первую порцию аплодисментов. Ярославцы атаковали чаще, но подобной остроты до времени не создавали. Больше всего запомнилось падеде Мамаева, который финтами накрутил Жиркова несколько раз, собрал на себя троих защитников и успешно упустил мяч за лицевую линию. Реактивный проход Рубина закончился навесом в штрафную, до которого какихто миллиметров не дотянулся Хазов. И опятьтаки сравним: три удара издали, два из которых пришлись над правой от вратаря «девяткой», а одним завладел Акинфеев (били Костич, Хазов и Ментешашвили), против удара Жиркова, с огромным трудом отбитого Близнюком, и рейда Красича по правому флангу, после которого Рубин вынес мяч с линии ворот. Получается, что чемпион к победе в первом тайме был всетаки ближе. Хотя (и в этом парадокс!) вполне мог проиграть, успей Хазов к мячу, который Акинфеев выпустил после удара Ментешашвили.
Во втором тайме картина битвы несколько изменилась: армейцам нужно было во что бы то ни стало брать три очка, «Шинник» же, отбившись в первые десять минут, начал рационально использовать возможности для контратак, периодически увлекаясь и пропуская острые выпады москвичей. Вряд ли наши футболисты так уж дорожили гипотетической ничьей – класс соперника позволял лелеять куда более честолюбивые замыслы. К тому же Близнюк продолжал держать ворота на замке, отбивая даже неберущиеся удары, вроде того, что на семидесятой минуте наносил Дуду. Актив же «Шинника» пополнили Костич, не попавший в ворота метров с шестнадцати, Хазов, замкнувший в падении передачу Омельянчука, и Шпаков, отправивший мяч из пределов полукруга штрафной в пределы досягаемости Акинфеева. По результатам «базовых» девяноста минут опятьтаки получилось приблизительное равенство.
Однако справедливость нулевой ничьей поставили под сомнение те три минуты, которые Малый добавил к основному времени матча. Оказалось, что одно очко равно не устраивает ни «Шинник», ни ЦСКА. Ярославцев – потому что ничья для них однозначно равна поражению, армейцам в силу того, что три очка в чемпионской гонке явно сильнее одного. Но в тот момент, когда обе команды решились открыть карты, оказалось, что на руках у Газзаева, говоря покерным языком, как минимум тузовое каре, а Долматов располагает в лучшем случае стритом или подобной сильной, но отнюдь не победной комбинацией. Потому что тот же Коновалов в решающей ситуации по воротам ударить не рискнул (предпочел совершить нелепый навес), а Олич нашел в себе силы на спринтерский забег от средней линии поля до чужой штрафной. Ярославские же защитники еще находили в себе силы идти вперед, но забетонировать все в своих владениях (как они делали это на протяжении всех девяноста двух минут встречи) сил у них уже не было.
Поэтому, не кривя душой, можно сказать: проиграл «Шинник» абсолютно по делу. Парадокс же в том, что случись в этой встрече ничья – и она была бы закономерным ее итогом. Ярославцы снова показали весьма содержательный футбол, никак не отразившийся на турнирных перспективах команды. Наверное, это можно назвать и судьбой, но нельзя не признать, что кузнецами своего несчастья представители ярославского футбола стали сами – иначе злая осознанная необходимость не гнала бы футболистов в белой форме на танки с деревянными гранатами. Что же касается ЦСКА, то без Жо и компании армейцы смотрелись в лучшем случае середняками турнирной таблицы.
* * * P. S. Как это ни странно, пять тысяч фанатов «красносиних», действительно прибывших в Ярославль, практически не создали неудобств для нашего города. Отличился только один из них, умудрившийся забросить файер аж в штрафную своей команды (во, где таланты пропадают). Нельзя не признать, что наша милиция на сей раз поработала профессионально, отсекая потенциально опасных фанатов еще на подступах к стадиону до начала встречи. Поэтому непосредственно у входов на стадион совершенно спокойно дефилировали болельщики как под красносиними, так и под черносиними флагами. Болеть в этот вечер было интереснее, чем бузить.