пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 17 августа 2004

Ни слова об Олимпиаде

переключаем каналы

 

Это не моя позиция. Это впечатление от нашего телевидения в течение недели, которая завершилась открытием летних Олимпийских игр. Пятница ли, 13-е, загодя нагнала страх на медийное сообще-ство, спорт ли показался темой пресной и малопривлекательной, – но не в нем было счастье. И даже не кажется простым совпадением то, что параллельно с трансляцией открытия Олимпиады на НТВ стоял фильм под названием «Власть страха», а по Горканалу – «В смертельной опасности».

Корреспондент НТВ Д. Хавин (весьма осведомленный и добродушный на вид, как все россияне, давно живущие в Европе) ударился в кровожадные подробности. Он с упоением рассказывал о том, что «в деталях отработан план эвакуации участников и зрителей праздничной (ничего себе! – заметим попутно мы) церемонии со стадиона за 17 минут». Поведал и о том, что в течение 16 дней будут старательно охраняться 38 спортивных объектов. И лишь в конце репортажа, словно о самом неважном, – о количестве видов спорта и комплектах медалей, о несметном количестве аккредитованных журналистов (21 тысяча).

Телевидение усиленно вело артподготовку, показывая цену спортивных побед. И оказалось, что цена эта – не тренировки, мастерство, опыт, сила характера (как считалось всегда, сколько ни развивался в мире так называемый «элитный» спорт). Оказалось, что цена – это умение тренеров и чиновников избежать допингового скандала и умение спецслужб хорошо организовать охрану спортивных соревнований.

Друг за другом – сначала на канале «Россия», а следом на Первом – нам показывали фильмы об Олимпиаде 1980 года, московской. Телеканалы, в особенности – Первый, хотя по мелочам и все другие – говоря на юридическом сленге, «шили» Олимпиаде политику. Московской же – прежде всего (впрочем, не забывая на всякий случай кивать и в сторону предстоящей). И – говоря о допинговом скандале с российскими чемпионками по художест-венной гимнастике в фильме М. Лавровой «Допинг. Ловушка для чемпионов»: апелляция в отношении обвинений девушек была отклонена, «это был политический шаг». И утверждая в фильме С. Медведева, не первый раз уже создающего материал под названием «Лубянка», что Олимпийские игры тогда, в Москве, «становились ставкой на выживание самого Советского Союза». В этих фильмах все время звучали шпионские или сыскные термины, упоминались «внезапность и неожиданность» при облавах антидопингового комитета на нарушителей запрета, «паспорт безопасности» участков, по которым несли олимпийский огонь. Для желающих описывались методы обмана экспертов по допингу, вплоть до осады общественного туалета, а также семейные страсти, в результате которых брошенный муж подсыпал жене допинг в пищу. Характерно звучала закадровая фраза: «Непонятно, где проходят главные соревнования: на стадионах или в лабораториях». В этих фильмах «сдавали» преж-них друзей-союзников, рассказывая о масштабах применения допинга в прежней ГДР, чьи спортсмены были непревзойденными пловцами. «Вдруг» раскрывали карты тех, кто еще 25 лет назад готовился оборонять олимпийскую столицу от «мусульманских террористов».

Чиновников на телеканалах было едва ли не больше, чем самих спортсменов. Даже на канале «Спорт».

Когда один из этих чиновников в программе канала ТНТ под названием «Неофициально» беспомощно и без любви к спортсменам говорил о подготовке к нынешней Олимпиаде, радости будущим болельщикам это не прибавляло. И этот же господин, – между прочим, руководитель национального Олимпийского комитета, – в «антидопинговом» фильме бросал в пространство дву-смысленный и беспомощный упрек: «Может быть, к нам относятся предвзято потому, что мы выигрываем часто». Думаю, не без чиновничьего ведома и даже желания было с телеэкрана объявлено о стоимости вхождения нашего представителя в состав международного антидопингового комитета: 600 тысяч долларов. Вот вам и элитный спорт, на радость которому футбольные мальчишки гоняют в России по раскисшим от дождей полям, а теннисные девчонки уезжают на десять лет в чужую страну, чтобы в виде одолжения «оттуда» играть под российским флагом...

Странная, явно не спортивная, ностальгия проявилась у наших телевизионщиков. Воскрешали почему-то не прощальный полет «ласкового мишки» над стадионом, не разброс соревнований по стране, которая тогда была еще «широка», и олимпийские объекты 1980-го, кроме Москвы и Ленинграда, находились и в Киеве, и в Минске. Не вспоминали, как роскошно тогда смотрелась регата, проводившаяся в Таллине. В ностальгических лентах ничего не было о фантастическом масштабе спортивно-театрального празднества открытия, к которому готовились тысячи участников. И – что это была за синхронность людей на поле, «махальщиков» разноцветными флажками на трибунах. Технических возможностей – ноль, творческой изобретательности и эффектной зрелищности – 100 процентов. Наверное, не одна семья помнит, как именно к трансляциям «нашей» Олимпиады приурочивалась покупка новых цветных телевизоров. Правда, сейчас, по прошествии почти четверти века, воспоминание о той Олимпиаде царапает одним краешком: почему-то о себе – стране, народе – великолепные зрелища рассказывали мало. Главное было – показать размах своего гостеприимства.

Не то было на церемонии открытия в Афинах, которую с точностью до минуты дважды, ночью и следующим утром, показал Первый канал. Греция – колыбель европейской культуры. Кто бы спорил! – но представление на воде было посвящено спокойному и уверенному утверждению именно этой позиции. Греки самодостаточны. Конечно, как нам постоянно рассказывали вплоть до открытия все репортеры, в этой стране хотели провести Олимпиаду, но готовились к ней едва ли не спустя рукава. Один из жителей Афин в случайной реплике, захваченной телерепортером, лениво сказал: «Мы здесь все делаем в последний момент, но мы все успеем». И правда, вода нарядно мерцала на стадионе, а в смысле син-хронности движения участников действа – да, греки от российских собратьев отставали. Но не беспокоились по этому поводу. Они основательно и несколько занудно, словно в учебнике мировой художественной культуры для младших классов, воспроизвели этапы своей культурной истории. Вот этому самоуважению у греков можно долго учиться! Футбольный комментатор В. Гусев захлебывался от восторга при виде наивно плывшего по водной глади как бы бумажного кораблика с мальчиком и национальным флажком, а потом еще сильнее, хотя, казалось, уже достигнута высшая степень восторга, ликовал по поводу долгого одинокого хождения беременной женщины, у которой, на радость любителям компьютерных шуток, отдельно светился шар-живот.

Технические возможности устроителей шоу открытия, как показало телевидение, спору нет, были велики. Со вкусом дело обстояло несколько сложнее, но для публики, которая собралась на стадионе и у телевизоров, хорошо было уже то, что ни плавучая история Греции, ни проход спортивных делегаций не были прерваны намеком на терроризм. В то же время безжалостные телекамеры показали не только чемпионов-знаменосцев, торжественно шествовавших во главе каждой делегации, но и сопут-ствующие детали. А среди них оказались и испанская королева, и японская королевская чета, все – в корректных официальных одеждах, с трибун вдохновлявшие своих сограждан, и дикие ужимки и прыжки испанцев на поле (им – море по колено, торжественность момента не волнует), и отстраненное чувство собственного достоинства у тех же, весьма многочисленных японских спортсменов, которые шли по полю, словно уже собрали все возможные медали.

Деталью мелькнул во время прохода российской делегации и московский мэр, подпрыгивавший на трибуне в какой-то тинэйджерской маечке. То ли слишком быстро камера сменила план, то ли на самом деле он был там одинок, но известных, в том числе официальных лиц в самом прямом, физическом смысле, я там не заметила.

«Голы, очки, секунды» – это из спортивного лексикона, это понятно, но, как показало наше телевидение, сейчас неактуально. «Важна не победа, важно участие» – это из спортивного, более того, именно олимпийского обихода. Почему-то у нас традиционный лозунг перевернули вверх ногами. Оказывается, для современных российских спортсменов важна победа, а не участие. Уж не накажут ли их за полученные в первый день всего-навсего серебряные и бронзовую медали? «Вы служите, мы вас подождем»? Причем, только если с победой?..

Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения.

Читайте также
  • 21.12.2012 Золотая медаль из ТегеранаДесятиклассник переславской гимназии Максим Дидин стал победителем IХ Международной естественно-научной олимпиады в Тегеране.  
  • 20.12.2012 Кино, которое ведёт к храму Эта медаль, учреждённая общественным движением «Россия православная», – награда за общественную деятельность на ниве просвещения,
  • 05.12.2012 Кино опять востребованоВ Переславле-Залесском торжественно открыли новый кинотеатр. И назвали его тоже торжественно – «Оскар».  
  • 01.12.2012 Ему 45 – и он «ягодка» опять! Жители Пошехонского района отметили 45-летний юбилей кинотеатра «Юбилейный», который находится в райцентре  
  • 22.11.2012 «Роман и Франческа»: встреча с Людмилой ГурченкоВ прошлом сезоне абонемента «Кино в лицах знаменитых...» мы показали замечательный музыкальный фильм-сказку «Мама» в честь актрисы-звезды, которая угасла.
  • 15.11.2012 В гостях у «Пошехонского мишутки» Состоялся IV Открытый районный фестиваль анимации и киновидеотворчества «Пошехонский мишутка». В фестивале приняли участие городская студия
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают