Поводом к написанию этого материала послужила затея покататься среди лета на коньках. Для человека, баловавшегося этой забавой двадцать лет назад, подобное решение стало авантюрой вдвойне. Гамму ощущений, которые испытывает бедолага, впервые вставший на коньки 20 лет спустя, описать словами крайне трудно. Ко всему прочему автору сих строк (и без того с трудом избегающего контактов с бортами) серьезно «подправляли траекторию» юные дарования из группы фигурного катания спортклуба «Локомотив».
Детишки демонстрировали такие серьезные номера, что поневоле заставляли выбирать: или кататься самому, или смотреть на творения тренера Светланы Ивановны Лобановой. Отсюда возник подкупающий простой вопрос: а почему, собственно, в городе, где есть два крытых катка (и скоро появится третий), о фигурном катании можно услышать исключительно в сослагательном наклонении?
Импульс «сверху»
Российское фигурное катание в середине прошлого века переживало те же времена, что сегодня переживает теннис. Любовь еще одного «вечно живого» генсека не исчерпывалась только хоккеем. Фигурное катание он уважал не меньше. В результате к началу восьмидесятых ребенок, занимающийся в секции фигурного катания, стал таким же атрибутом успешной жизни любой семьи, как ВАЗ-2107, джинсы и кроссовки «Адидас». Между прочим, столь повальное увлечение было свойственно не только столицам: народ быстро сообразил, что фигурное катание развивает одновременно и тело и душу. Занимаясь с четырех лет, к двенадцати человек уже серьезно обгонял сверст-ников в физическом развитии. Что же до душевных материй, то эстетически фигуристы развивались ничуть не хуже, чем их сверстники, не имевшие отношения к спорту. Почти поголовно они изучали музыку (хореографов-профессионалов тогда можно было пересчитать по пальцам, а без правильно подобранной музыки даже выходить на лед смысла не было никакого) да и модельерами становились неплохими. Как следствие, фигурное катание пустило корни по всему Союзу. Его вотчиной стали как города крупные и дальние (Архангельск, Кемерово, Ачинск, Чита), так и весьма бедные по нынешним меркам Тверь, Нижний Новгород, Воронеж, Первоуральск. Очень импозантно в этом ряду выглядит Белгород, фигуристы которого настоящую зиму видят только в передачах новостей, и Вологда, где весьма крепких мастеров готовят под открытым небом, а в качестве поощрения отправляют покататься в Череповец. Под Москвой же крытый лед (и как следствие – фигурное катание) есть чуть ли не в половине районных центров: Мытищи, Одинцово, Химки и, конечно же, Воскресенск... Массовость этого вида спорта до сих пор отзывается для России двумя-тремя медалями высшего достоинства на каждой зимней Олимпиаде.
Довесок к хоккею
Ярославль, где крытый лед имеется уже тридцать лет, никак не может похвастаться ни достижениями, ни массовостью фигурного катания. Дело здесь даже не в том, что малыши из групп начальной подготовки вынуждены кататься два раза в неделю часа по полтора, и время для тренировок у них самое что ни на есть неудобное. Просто как-то издавна повелось, что фигурное катание у нас спортом не считается и является фактически неким «довеском» к хоккею. Один из ярославских тренеров Герман Смуров зарабатывает право на две тренировки в неделю в с/к «Автодизель» для своих воспитанников тем, что старательно изображает медведя во время домашних игр команды «Локомотив». Второй наш тренер, Светлана Лобанова, попыталась было пойти по пути «старших товарищей», да не того зверя выбрала себе в «друзья». Когда руководство «Локомотива» узнало, что Светлана Ивановна собирается в помощь медведю демонстрировать лисичку, то мало что не затопало ногами... Ну откуда далекой от реалий хоккея фигуристке было знать, что сей симпатичный зверь – талисман «заклятых друзей» наших хоккеистов из магнитогорского «Металлурга»? И поэтому до сих пор воспитанники школы «Локомотив», представители клуба «Аксель», продолжают осваивать премудрости своего вида спорта на бескрайнем поле стадиона «Локомотив», что на Суздалке. Их даже в «коробку» не пускают: поскольку и там безраздельно властвуют хоккеисты. Положа руку на сердце, их сегодняшнему статусу гораздо больше соответствует название «Тулуп». Естественно, здесь подразумевается не прыжок, а одежда, в которой пусть высоко и не прыгнешь, но зато и не замерзнешь.
Свет в конце туннеля забрезжил перед нашими фигуристами, когда в УКСК «Арена-2000-Локомотив» появилась возможность кататься для каждого. И хотя стоит это немалых денег, первыми желающими оказались те же дети из группы «Локомотива» (точнее – их родители). Теперь у ярославских фигуристов есть какой-то шанс если не прославить свой город, то, по крайней мере, не забывать технику скольжения за долгие семь-восемь месяцев, когда льда на улице не бывает. Однако вряд ли массовое катание в «Арене» станет «звездным часом» для этого вида спорта в Ярославле. Теперь фигуристы «Локомотива» ждут не дождутся окончательного ввода в строй тренировочного комплекса поблизости от их родной «коробки». Не зря ли ждут, вот в чем вопрос.
Романсы не о финансах
Сегодня в Ярославле сложилась уникальная ситуация, аналогу которой не сыщешь, пожалуй, ни в одном другом городе России. При основательной обеспеченности населения города искусственным льдом нам просто нечего показать не только в России, но и на фоне наших соседей (тех же тверичей). Получается, что от выживания к благополучию мы движемся только на хоккейных коньках. Это, конечно, несколько однобоко. С другой стороны, возникает резонный вопрос: а не жирно ли будет нашему и без того не самому богатому региону тащить на себе еще один, весьма не дешевый вид спорта, каковым является фигурное катание? Небось, хватит и одного хоккея?
В принципе, если так рассуждать, то и хоккей очень скоро из социального приоритета превратится в обузу для бюджета, со всеми вытекающими и для бюджета, и для хоккея по-следствиями. Но весь смак ситуации в том, что фигурное катание еще в советские времена было «хозрасчетным» видом спорта. И родители мирились с тем, что за занятия ребенка нужно платить. А дети уже тогда понимали, чего стоят их родителям такие удоволь-ствия. Деньги в фигурном катании всегда крутились «народные». Бюджет подключался исключительно на уровне союзных или международных соревнований. Но и там не прогорал: полные залы при весьма достойных ценах на билеты обеспечивали неплохие прибыли. Это уж не говоря о магической формуле: «а также в области балета»...
Фактически, для существования фигурного катания как массового вида спорта в регионе нужны две вещи: лед (по потребности) и достойные тренеры. Первого у нас уже в ближайшее время будет вдоволь. Со вторым сложнее: двое наших тренеров, работай они 24 часа в сутки, массовое фигурное катание в городе создать, наверное, смогут. Но речь-то идет о фигурном катании как о спорте, пусть и детском. Значит, тренерский корпус в Ярославле должен увеличиваться. Но тут получается замкнутый круг: пока не будет массовости, кто из тренеров сюда поедет? А массовости не будет, пока не проявится политическая воля руководства.
Глобальные мотивации
Зачем нужен массовый спорт (в том числе и фигурное катание), наверное, понятно всем. Совсем другой вопрос: нужно ли бороться за места на пьедесталах, если уж все складывается не особенно успешно для фигурного катания? В прин-ципе, нашим фигуристам пока обеспечить бы массовость и преемственность – без этого все равно о медалях мечтать бесполезно. Но и спорт высших достижений не был бы обузой для региона. Поскольку он, регион наш, не только в России является законодателем мод во многих вопросах. Говоря проще, никому не зазорно будет показать, что в Ярославле огромные ледовые дворцы строят не только ради хоккея. А значит, никакие политические перестановки на социальных приоритетах Ярославской области (в число которых входит спорт в самых разнообразных его проявлениях) не отразятся.
Помимо всего прочего, фигурное катание – это еще и большой бизнес. Не нужно забывать, что его аудитория практически совпадает с аудиторией спортивных танцев (сегодня по массовости занимающихся этот вид спорта уступает в столице, например, только футболу), балета на льду, гимнастики и акробатики... И пусть проекты проведения в Ярославле чемпионата мира по фигурному катанию выглядят очередными «Нью-Васюками», не нужно забывать, что Остап Бендер пытался организовать турнир с нуля. В Ярославле же для создания аудитории, которая заполнила бы наши дворцы ради сопереживания самому красивому виду спорта, есть практически все. Нет только самого факта существования фигурного катания в регионе. И если для самих ярославских фигуристов такое положение вещей всего лишь непонятно, то для многочисленных гостей нашего города (в том числе и для самых высокопоставленных) подобный факт может стать как минимум странным откровением. Докажи им потом, что наши «феи на коньках» прыгают аксели, по доброй воле обряжаясь в тулупы.