На этот вопрос главный инженер Ярославских тепловых сетей Владимир Суханов уверенно отвечает:
– Зимой будете с теплом. Ремонтные работы мы начали весной, сразу же после отключения отопления. Если дожди не позволяли (в непогоду на улице нельзя вести сварку), меняли трубы в технологических подвалах. План на этот год – заменить 9 километров трубопровода. Кроме того, перспективный план корректируется по результатам проведенных весной гидравлических испытаний. Где трубы их не выдержали, идет капитальный ремонт.
На одном из важнейших участков третьей магистральной теплотрассы от ТЭЦ-1, на углу Советской улицы и проспекта Ленина, вскрыта одна из самых старых траншей.
– Трубы диаметром 400 миллиметров здесь были уложены почти 50 лет назад, но вы посмотрите, как хорошо сохранились, – Владимир Кузьмич показывает нам на дно лотка, где сварщики разрезают старый трубопровод. – Снаружи, конечно, они в язвах от коррозии, а внутри как новые. Но дальнейшая эксплуатация рискованна. И так нормативный срок – 25 лет – превышен вдвое. Это говорит о том, что теплотрассу обслуживали грамотно. Наш персонал во-время обследовал траншеи. Участок не был затоплен. Плюс к тому подготовка воды на ТЭЦ-1 хорошая, и трубы не подвергались внутренней коррозии.
Именно потому, что значительная часть магистралей служит в два раза дольше нормативного срока, бригады ремонтников Ярославских тепловых сетей, в составе которых всего 30 собственных рабочих и примерно столько же из подрядных организаций, успевают менять сети раньше, чем те приходят в аварийное состояние.
Но это касается только теплотрасс, обслуживаемых ЯТС. Общий износ сетей в городе угрожающий и достигает 70 процентов. Особую тревогу у Владимира Суханова вызывает их состояние в районе «пятерки».
– Эти старые теплотрассы от «Автодизеля», ЯШЗ и СК «Премьер» приняла тепловая энергетическая социальная система (ТЭСС), – говорит он. – И пока она не успевает их обновлять, ограничиваясь латанием изношенных участков. Для нас же такие сети – дополнительные потери тепла, возможные перебои с отоплением тех или иных зданий зимой. Наши теплотрассы в гораздо лучшем состоянии потому, что мы планы ремонта ежегодно наращиваем.
Тем не менее от нормативных сроков амортизации сетей, которые составляют 4 процента в год, темпы их замены в ЯТС также отстают. Проблема в том, что из-за долгов потребителей за отпущенные тепловые ресурсы финансирование ремонтов отстает от нормативов. И лишь качество уложенных ранее труб и грамотная эксплуатация сетей коллективом выручают. Сверхнормативных потерь тепла Ярославские тепловые сети не допускают. Ликвидация долгов города и предприятий за пользование теплом и технологическим паром становится все более актуальной еще по одной причине. Срок службы одной из самых мощных и протяженных теплотрасс метрового диаметра ТЭЦ-3 (центр), которую принято считать новой, на самом деле в этом году значительно превысил нормативный. Этим трубам по 30 лет, и назревает время замены наиболее изношенных участков, что потребует больших финансовых затрат.
– Один из выходов в данной ситуации, – считает Владимир Кузьмич, – введение инвестиционной составляющей в тарифы, с тем чтобы мы могли и дальше обновлять и развивать сети города.
Сегодня сторонники индивидуального газового отопления вместо централизованного избавились от эйфории, поняли, что в условиях массовой застройки централизованные сети эффективней. К тому же и возможности газопроводов практически исчерпаны. Центральное отопление в обозримом будущем не имеет конкурентов в многонаселенном городе, таком как Ярославль.
Надо эту экономичную и эффективную систему теплоснабжения поддерживать и развивать.