Со стапелей Рыбинского судостроительного завода вчера сошло новое судно. Строительство военного водолазного корабля началось ровно десять лет назад, но вскоре финансирование прекратилось, и только в 2001-м государство ощутило явную брешь в водолазном спасательном флоте. Разумеется, проект военного «водолаза» за десять лет устарел настолько, что судно пришлось заново проектировать в ЦМКБ «Алмаз».
Военный «водолаз» по-строен по заказу Управления кораблестроения ВМФ Российской Федерации. Тридцатисемиметровый корабль развивает скорость в одиннадцать узлов – это 21 километр в час. Впервые в истории отечественного флота на нем установлен подводный управляемый аппарат «Фалькон», который может обследовать объекты, затонувшие на глубине до 150 метров. Этот аппарат, а также весь комплекс водолазного оборудования поставила на судно фирма «Тетис Про», которая участвовала в подъеме затонувшего «Курска». Впрочем, случись снова трагедия «курского» масштаба, рыбинское судно не сможет участвовать в спасательной операции на такой глубине: судовые водолазы-спасатели могут опускаться лишь на шестьдесят метров, не более. Однако, как утверждает контр-адмирал Виктор Калинин, большинство затонувших подводных лодок потерпели крушение именно в 60метровой зоне.
После того как был отслужен чин освящения судна, традиционная бутылка шампанского разбилась вдребезги о борт с первого раза, и безымянный «водолаз» медленно пополз к воде. Вскоре начнутся швартовые и ходовые испытания, а в ноябре судно покинет Рыбинск и отправится служить на Северный флот. Корабль примет команда 88-й бригады спасателей города Североморска.
Рыбинский военный «водолаз» стал головным и базовым в серии подобных судов, которая будет заказана именно на Рыбинском судостроительном заводе.