«Что ж тут спортивного?» – воскликнет любой ярославец, хоть раз закинувший в воду грузило, крючок и поплавок. И будет не прав, потому что рыбалка, оказывается, бывает и такой, где регламентировано все, вплоть до последнего мотыля и длины удилища, где все движения рыбака отточены до автоматизма, а азарт уравновешивается точным знанием того, где и как рыба будет брать.
Чемпионат России по рыболовному спорту начался традиционно: участники поделили зоны (в чем им немало помог жребий), разложили припасы и начали готовить подкормку. Берег тут же накрыли плотные волны ароматов общепита и даже, пожалуй, пищепрома. Если бы рыбы могли чувствовать, то главным в субботнее утро у них было бы чувство глубокого удовлетворения. Еще бы, по семнадцать килограммов прикормки на пятнадцать метров линии берега! Конечно, дай волю участникам, они бы нагрузили и больше, но регламент, пони-маешь.
Подкормка могла быть и сытней, но опять же по правилам можно было намешать только килограмм мотыля да столько же, пардон, опарыша. Еще правила ограничивали участников по способу доставки всего этого изобилия по адресу. То есть до старта можно было налепить шаров из прикормки и вволю кидать их в воду в течение пяти минут, используя обе руки. А вот после этого лепить и кидать допускалось только одной рукой.
Невзирая на все эти ограничения, уже минут через пятнадцать после первого заброса несколько спортсменов живо напомнили зрителям незабвенного Семен Семеныча Горбункова из кинокомедии «Бриллиантовая рука». Клев был такой, что «клиэнт позабыл про усе на свэте».
Поначалу лидировали москвичи, вытаскивавшие из Волги не самых крупных плотвиц, но делавшие это весьма часто. Это, по мнению главного судьи соревнований Василия Ивановича Меняйленко, обусловлено гораздо лучшей технической оснащенностью столичных рыбаков. Английская поговорка о том, что для приготовления рагу из зайца нужны прежде всего деньги, здесь пришлась бы кстати. Один только современный штекер (первое, самое толстое колено удочки, за которое держится рыболов) стоит под тысячу «унылых енотов». К штекеру прилагается штук пять вторых колен, которых тоже из березы не нарежешь. А там еще всякие подставки, подкормки, стульчики, крючки, лески, грузила, сачки, сетки для улова... В общем, если бы рыба знала, на какие расходы идут ради нее мастера спорта, ее уважение к себе стало бы зело велико.
Впрочем, долой лирику. Ближе к жизни...
Деньги деньгами, но о том, что спорт все-таки рыболовный, участники и болельщики вспомнили очень быстро. На исходе первого часа соревнований на фоне этого мелкотравчатого засилья плотвы и, прости господи, уклейки некая неведомая сила сгибает самую, пожалуй, непрезентабельную снасть ярославца Валерия Маслова в спираль. Минуты борьбы – и в подсачке спортсмена отливает золотом язь мало что не на пару килограммов (это по старинной рыбацкой привычке к размаху рук – реально же улов потянул на 832 грамма).
– Я до этого только на картинке язя и видел, – удивляется рыболов-любитель, наблюдая эту сцену с парапета Волжской набережной.
– Не все еще можно купить за деньги, – радостно констатирует другой.
Впрочем, подлещик Зуфара Маликова потянул на 862 грамма. А всего спортсмен из Татарстана извлек из водоема 5358 граммов рыбы, что позволило ему выйти в лидеры соревнований. Тем не менее после первого дня первенство захватили представители столицы из команд МООиР, «Мило-коэкс» и «Микадо»: в их садках не было столь огромных уловов, зато плотвы они надергали в суммарной массе гораздо больше, чем хозяева соревнований. Вес добычи варьировался в диапазоне от восьмисот граммов до четырех с половиной кило-граммов.
На следующий день под влиянием надвигающейся грозы жор у рыбы пошел на спад, и это только усилило позиции лидеров. Кое-кто из самых азартных рыболовов перешел со штекерных на маховые удочки, и их расчет оправдался – на глубине рыба клевала активней. Сергей Федоров из Москвы за два дня сделал рыбные запасы великой русской реки на 10261 грамм меньше и стал чемпионом второй раз подряд. МООиР не имел равных в командном зачете. А всего 75 спортсменов за два дня наудили 290 кг рыбы.
Что же до результатов, так сказать, околоспортивных, то их как минимум три. Первый: рыба в Волге есть, невзирая ни на что. Второй: за минувшие выходные ее меньше не стало – вся выловленная после взвешивания отправилась делиться впечатлениями с сородичами обратно в реку. Третий и самый главный: рыба, что не попала в сачки, отъелась, как кот, по ошибке оставленный на выходные в мясном отделе универсама. Пора ее, голубушку, того…