В одиннадцать часов дня начались слушания по уголовному делу о незаконном обороте синтетического наркотика, а уже в 16-30 судья вынес приговор четверым преступникам. Среди наркодельцов местного пошиба оказались сразу два педагога. Руководитель преступной группы тридцатидвухлетний Евгений Косушкин работал тренером по самбо в детской спортшколе № 12 (спорткомплекс «Метеор»), Алексей Корешков – воспитателем в детском доме № 79, что в микрорайоне Волжский.
Впрочем, обо всем по порядку. В феврале этого года сотрудники областного управления по борьбе с организованной преступностью провели масштабную операцию, в ходе которой была задержана целая бригада распространителей синтетического наркотика. Оперативники взяли их в районе железнодорожного вокзала, у дома № 17 по улице Фурманова и в микрорайоне Переборы, что называется, с поличным, когда они «толкали» покупателям упаковки чистого эфедрина, за-прещенного к продаже и распространению на территории России. Без малого год организованная группа делала свой бизнес на конт-рабандном эфедрине. Как известно, эфедрин является одним из компонентов для кустарного изготовления сильнодействующего и вполне заменяющего героин наркотика, который в среде наркоманов называют «винт». Его возбуждающее действие весьма опасно, эфедрин начисто лишает человека сна на многие сутки, и подсевший на него наркоман, как говорят специалисты, просто «высыхает». Желтов, Корешков и Смольянов находили покупателя, Косушкин по заявке привозил таблетки к месту встречи. За каждую пачку «Эфедрина – Арсана» Косушкин получал 500 рублей, из которых пятьдесят отдавал за работу сбытчику. Общались члены преступной группы по сотовой связи, называя себя для конспирации вымышленными именами. Сотрудники УБОПа, которые вели прослушивание переговоров, немало повеселились, когда толкачи наркотиков забывали свои подпольные имена, как в детективной комедии.
При задержании у продавцов было изъято двадцать пять упаковок эфедрина в таблетках, а позже во время обыска на квартирах задержанных оперативники УБОПа изъяли еще около сотни упаковок чистого эфедрина, который, по словам торговцев, они приобрели в Москве. Всего в ходе операции в Рыбинске было изъято почти три тысячи таблеток.
Организатор преступной группы Евгений Косушкин и один из сбытчиков эфедрина – Сергей Смольянов были помещены в Софийку, двадцатипятилетний Олег Желтов, работник КБ «Старт», и тридцатилетний Евгений Корешков, воспитатель детдома, давшие признательные показания, были отпущены на подписку о невыезде.
Едва начался судебный процесс, все четверо подсудимых заявили ходатайство рассмотреть дело в особом порядке, и судья ходатайства удовлетворил. Суть «особого порядка» вскоре открылась, когда все четверо полностью, по всем пунктам обвинения признали свою вину. В зале заседания не был допрошен ни один свидетель, не давали показания покупатели наркотика – в этом не было необходимости. Все дело в том, что покупателями во всех двенадцати эпизодах стали... оперативные сотрудники УБОПа и управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в рамках тщательно спланированной операции.
Несмотря на видимую простоту дела, перед судом стояла сложная задача. Преступление, совершенное организованной группой, относится к разряду тяжких и весьма опасных для общества. Только благодаря оперативности сотрудников милиции эфедрин не ушел по «назначению» в среду наркоманов, а мог бы пройтись и по детским судьбам. Но, пожалуй, впервые в суде было представлено столь большое число исключительно позитивных характеристик подсудимых. «Нет смысла лишать свободы тех, кто может исправиться на свободе и еще принести пользу обществу», – говорил в прениях государственный обвинитель, который запросил условную меру наказания для всех четверых. Смольянов вспомнил про любящую мать и прекрасную девушку и обещал устроиться на работу, у Косушкина – жена на сносях, у Желтова – маленький ребенок, воспитателя Корешкова «очень любят воспитанники». Но и условный срок, и испытательный должен быть достаточно большим, чтобы удерживать подсудимых от нового преступления. Суд вынес условные наказания только троим. Желтову – пять лет с отсрочкой приговора на 4 года, Смольянову – четыре с половиной года с той же отсрочкой, Корешкову – четыре года два месяца. Условия – не совершать в период испытательного срока административных нарушений и «наблюдаться» в органах системы исполнения наказаний. Ну, а Корешкова, организатора и руководителя преступной группы, из зала суда увели в наручниках. Он приговорен к трем годам реального лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
После оглашения приговора я спросила у Евгения Корешкова, воспитателя детского дома, что заставило его опуститься до торговли наркотиками. Явно не деньги – сумма заработков мизерная. Обыкновенная глупость – таков был ответ.