воскресенье 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 04 июня 2004

Кому нужен профессиональный спорт?

Скандал, разгоревшийся всвязи с отказом группы депутатов областной Думы поддержать предложенный спикером Андреем Крутиковым проект закона опредоставлении налоговых льгот предприятиям, выделяющим деньги на развитие спорта, вторую неделю остается главной политической новостью. Напомним, выступившие против принятия закона депутаты аргументируют свою позицию тем, что бюджетные средства, выделяемые на поддержку профессиональных команд, «расходуются бесконтрольно». Чтобы разобраться в ситуации, наш корреспондент Евгений Соловьев обратился кгубернатору Анатолию Лисицыну и президенту ФК «Шинник» Николаю Тонкову спросьбой прояснить принципы участия област­ной власти вразвитии спортивных клубов ирассказать, кто икак контролирует расходование бюджетных средств.

 

Анатолий ЛИСИЦЫН: «Поддержка спорта-это часть социальной политики»

– Анатолий Иванович, может ли сегодня область отказаться от финансовой поддержки «Локомотива», «Шинника» и «Нефтяника»?

– Как любит говорить возглавлявший много лет обл­исполком Владимир Горулев, до уровня Костромской области можно скатиться за три месяца – забыть про спорт, про остальные перспективные проекты и пустить все на проедание. Ярославцы это не воспримут. Большинство жителей правильно оценивают нашу активную поддержку физкультуры, массового и элитного спорта. В области за счет бюджетов содержатся 60 спортивных школ, каждый муниципальный округ вкладывает большие средства в развитие массового спорта.

Судьбу наших ведущих коман­д – хоккейной, футбольной и волейбольной – сейчас решают в основном спонсоры. Так, хоккейный клуб «Локомотив» на 75 процентов финансируется Российскими железными дорогами, «Нефтянику» помогает «Славнефть», футбольный клуб «Шинник» получает большие средства от НТМ­холдинга. В прошлом году спонсором этой команды был «Сибур», но в этом году средств от этой корпорации команда не получила. Поэтому сейчас с различными финансово­промышленными группами ведутся переговоры о приходе в «Шинник» стратегического инвестора. Мы ищем таких партнеров, которые хотели бы видеть логотип своей компании на футболках наших игроков, вкладывали деньги в команду и зарабатывали на этом имидж. Я думаю, что этот сезон мы отыграем под флагом «Шинника», а на следующий год, когда клуб получит генерального спонсора, пройдет его акционирование и он может поменять название. Но в любом случае 20 – 25 процентов финансирования коман­ды мы должны покрывать из област­ного и городского бюджетов.

– Почему должны?

– Поддержка спорта – это одна из составляющих нашей социальной политики. Мы занимаемся всеми аспектами социальной поддержки населения: организуем детский отдых, помогаем старикам, поддерживаем семьи и активно развиваем физкультуру и спорт. Если же говорить о профессиональном спорте, то следует отметить, что другие субъекты Федерации, кто имеет такие команды, вкладывают в них намного больше бюджетных средств, чем мы.

Кроме того, еще древние говорили, что народу нужен не только хлеб, но и зрелища. Это взаимоувязанные вещи. Мы сдерживаем рост цен на хлеб. Сегодня он у нас стоит дешевле, чем во многих соседних регионах центра России. Но помимо хлеба у людей должна быть возможность хорошо отдохнуть – сходить в театр, на концерт, поболеть за любимую команду. Спорт сплачивает тысячи болельщиков. Многие дети не будут заниматься физкультурой и спортом, если у них перед глазами нет «маяков», кумиров, если у них не будет реальной цели завтра в составе наших клубов играть на чемпионатах России и мира.

Можно настроить сотни хоккейных коробок во дворах, навесить тысячи волейбольных сеток, но если не будет команд­лидеров, то все это будет развалено, загажено и оборвано, поскольку не только лучшие, но и подающие надежды спортсмены уедут в другие регионы, где им создадут необходимые условия для совершенствования мастерства. У нас нет цели скупать самых дорогих игроков, любой ценой получать медали, чтобы почивать на лаврах. Мы создаем стройную систему воспитания игроков, привлечения мальчишек к хоккею, футболу, волейболу. Наши команды не ходят в лидерах по финансированию и тем не менее занимают неплохие места на чемпионатах и котируются в европейском спорте.

– С точки зрения развития экономики региона что дает нам наличие таких команд, как «Локомотив» и «Шинник»?

– Здесь нельзя брать только финансовые дивиденды. Большую роль играют и морально­нравственные моменты. Это благоприятная атмосфера в обществе, общий позитивный настрой ярославцев на достижение новых результатов на работе, в бизнесе, спорте. Сегодня ярославцы гордятся, что у нас есть хоккейный клуб «Локомотив», есть Дворец спорта. А ведь против его строительства многие выступали.

Без участия власти в реализации крупных проектов нельзя привлечь инвесторов. Это аксиома. Мы создаем необходимое законодательство, которое гарантирует инвестору налоговые льготы на период окупаемости проекта. Это позволяет предприятию развиваться, а бизнесу вкладывать деньги в наш регион.

– Насколько закон о налоговых льготах для предприятий, вкладывающих средства в поддержку спорта, судьбоносен сегодня для «Шинника»?

– Закон позволит клубу привлечь средства на закупку новых игроков, реконструкцию футбольного поля. Я думаю, что он будет вновь рассмотрен в Думе и депутаты примут правильное решение. Я знаю, что ряд народных избранников из тех, кто по уважительным причинам не был на заседании и не участвовал в голосовании, готов поддержать этот закон. На мой взгляд, 25 мая произошла организационная недоработка: многим новым депутатам просто недостаточно четко разъяснили суть вопроса.

– Некоторые противники бюджетного финансирования «Шинника» считают, что, выделяя деньги из казны, власть помогает «отдельной финансовой группе». Мол, футбольный клуб – личное увлечение Николая Тонкова, и бюджетные деньги помогают ему сократить свои расходы на команду.

– Если бы это было увлечение только Николая Тонкова, то, наверное, на футбол ходил бы он один. Но на матчи «Шинника» собираются по 12 – 15 тысяч человек. Это увлечение десятков тысяч ярославцев, которые радуются успехам своей коман­ды. И они благодарны тем предпринимателям, которые вкладывают в такие проекты деньги.

Николай ТОНКОВ: «Клуб находится под постоянным контролем»

– Николай Иванович, насколько прозрачен бюджет футбольного клуба «Шинник»? Заявление, сделанное некоторыми депутатами, что бюджетные деньги якобы расходуются бесконтрольно, – это ведь обвинение в ваш адрес в первую очередь...

– Клуб – это общественная организация. Так как к нам поступает финансирование из бюджетов области и города Ярославля, бюджет клуба прозрачен для контролирующих структур. Нас каждый год проверяет КРУ. Мы находимся под пристальным вниманием област­ных и город­ских проверяющих организаций. Более того, мы в этом году прошли лицензирование УЕФА. Это означает, что на соответствие европейским футбольным требованиям у нас проверили все: бюджет клуба, контракты, базу, стадион, футбольные поля, освещение, табло, основную команду, команду­дубль, детскую школу, интернат и т. д. Естественно, там была и проверка нашего финансового положения. Для чиновников УЕФА наш бюджет оказался прозрачен и понятен. Поэтому говорить о какой­то непрозрачности нельзя. Но в то же время я не сторонник того, чтобы наш баланс, допустим, публиковать в газете. Это коммерческая тайна.

– Но об основных параметрах клубного бюджета, наверное, можно говорить? Это помогло бы снять массу вопросов у тех же депутатов.

– Параметры бюджета «Шинника», как и других российских футбольных клубов, назывались в прессе. В премьер­лиге минимальный бюджет у «Ротора» – 10 млн. долларов. Турнирная таблица это, кстати, четко отражает: «Ротор» прочно осел на последнем месте. Для сравнения: только компания «Сибнефть» перечисляет в бюджет ЦСКА 18 млн. долларов в год, и это далеко не основная цифра бюджета клуба. У некоторых команд бюджеты достигают 50 млн. долларов.

Бюджет «Шинника» на этот год составит 13 – 15 млн. долларов. Большая чать расходов ложится на плечи НТМ­холдинга, что достаточно тяжело для бизнеса. Основные расходные статьи – это трансферы (покупка игроков), зарплаты и премиальные, авиаперелеты, плата за гостиницы, расходы на проведение сборов.

– Какую долю финансирования «Шинника» составляют деньги бюджетов области и города?

– В прошлом году в результате компромисса при моем уходе с поста генерального директора ЯШЗ спонсором клуба стала АК «Сибур». Эта компания выделила «Шиннику» 100 млн. рублей. Плюс клубу от «Сибура» были перечислены 50 млн. рублей, которые были положены мне, как генеральному директору завода. Примерно 150 млн. рублей в клуб вложил НТМ­холдинг. В этом году АК «Сибур» не дает никаких средств, и мы должны как­то восполнить этот разрыв.

Теперь что касается бюджетных средств. Из областного бюджета «Шинник» получает около 40 млн. рублей прямого финансирования, примерно столько же – из бюджета Ярославля. С помощью закона о поддержке физкультуры и спорта, предусмотревшего механизм налоговых льгот предприятиям, вкладывающим деньги в спорт, в 2003 году футбольный клуб получил около 60 млн. рублей. Из них одна треть – чистые вложения ярославского бизнеса в «Шинник», две трети – средства, которые не попали в областной бюджет. Воспользовались этим законом ведущие ярославские предприятия – «Ярпиво», «Балканская звезда», «Техуглерод», «Лако­кораска». Сейчас к ним готовы прибавиться «Автодизель» и «Ярэнерго».

В этом году объем прямого бюджетного финансирования и запланированные поступления от механизма налоговых льгот останутся прежними – на уровне 120 млн. рублей. А на команду в год необходимо около 450 миллионов. Несмотря на ежегодный рост цен в футболе и отказ «Сибура» участвовать в финансировании клуба, в этом году мы не просим у власти увеличить вложения. Хочу отметить, что еще несколько лет назад «Шинник» получал около 80 процентов финансирования из бюджетов.

– Противники бюджетной поддержки профессионального спорта говорят, что сегодня из казны в принципе не должны финансироваться такие клубы, потому что в регионе масса других проблем...

– Я пришел в этот вид деятельности по инициативе губернатора. Это часть социальной программы админи­страции области, и по просьбе губернатора я в ней участвую. Я бы на деньги, которые трачу на футбольный клуб, мог построить неплохой завод, и уже не один.

– Насколько важен сегодня для «Шинника» закон о предоставлении налоговых льгот предприятиям, поддер­живающим спорт?

– В период паузы в чемпионате нам надо усилить команду новыми игроками. Мы ведем переговоры по ряду футболистов, в том числе и известных, планируем докупить 3 – 4 игроков. Некоторых потенциальных новичков мы посмотрим в Ярославле, другие приглашены на сбор в Чехию.

Вместо того, чтобы кричать «пусть спонсоры помогают», лучше бы депутаты помогли нам привлечь такого спонсора. Из­за подобных демаршей, какой устроила 25 мая на заседании Думы группа депутатов, сложно найти солидного партнера.

– С кем ведутся переговоры об участии в финансировании ФК «Шинник»?

– Самое оптимальное, если бы владельцами клуба были ярославские предприятия и компании. Но сегодня возможности местных промышленников (с учетом того, какие деньги крутятся в современном россий­ском футболе) недостаточны для развития клуба. Поэтому речь идет о привлечении крупного российского инвестора, который бы стал владельцем клуба и покрывал около 70 процентов финансирования команды. Я считаю, что такому деловому партнеру необходимо предоставить благоприятные условия для бизнеса в Ярославской области. Сейчас ведутся переговоры, но называть конкретные структуры пока преждевременно.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают