Исполнилось 205 лет со дня рождения живописца Николая Мыльникова (1797 - 1842). Он был наиболее известным портретистом в Ярославле в первой половине XIX века. Профессиональное образование Мыльников получил в семейной артели - его отец и дядя были известными цеховыми мастерами. Художник часто работал не только в Ярославле, но и в других городах. В 20 - 30-е годы XIX века Николай Мыльников приезжает в Москву, где создает многие портреты - образы купечества, выходцев из крестьян, представителей других слоев общества. Можно сказать - это своеобразная летопись, повествующая о быте и нравах того времени. Ему позируют с удовольствием. Особенно, вероятно, импонирует заказчикам то, что мастер ставит свою подпись на портрете "по-французски". Можно и перед гостями блеснуть - портрет, дескать, написал иностранный живописец. Кроме подписи, Мыльников каллиграфически выводит на полотне и дату написания произведения. Этот факт важен для нас потому, что он указывает не только на несомненную образованность художника, но и на вероятное его знакомство с Николаем Аргуновым, также подписывающего свои портреты на французском. Есть основания считать, что Мыльников, будучи в Москве, был вхож в мастерские Аргунова и Тропинина. Об этом говорят и особенности его произведений, имеющие некоторые общие черты с живописной манерой письма Аргунова и Тропинина. У каждого произведения, созданного Мыльниковым, - своя история. Более того, они сами часть этой истории. Перед нами на портретах предстают купеческие династии. Мы знакомимся с их бытом, нравами, мировоззрением. Эта галерея портретов, по сути, отражает ход времени, становление целого социального слоя, так называемого "третьего сословия". Они удивительно красноречивы. Тончайшие эмоциональные оттенки улавливает зоркий глаз художника и переносит на полотно. Портреты Рахмановых, Соболевых, Астаповых, Пастуховых, Баловых, Сорокиных - ярославских, московских, серпуховских, ивановских купеческих династий. Некоторые из них реставрированы, хорошо изучены. Другие известны нам лишь по архивным документам. Сергей ПЕНКИН, искусствовед. На снимке: картина из собрания Ярославского художественного музея "Портрет неизвестного", первая половина XIX века.