рации.
В прошлом году указом Президента РФ Пенсионному фонду России были определены другие задачи и функции. Теперь в обязанности работников Пенсионного фонда входят назначение, перерасчет и выплата пенсий, а также учет поступления страховых взносов от предприятий и организаций. Сбором денежных средств на эти нужды занимаются налоговые инспекции.
В связи с этим изменилась и организационная структура самого отделения Пенсионного фонда по Ярославской области. С 1 ноября 2001 г. в каждом муниципальном округе Ярослав-ской области и районе города Ярославля созданы государственные учреждения – управления или отделы Пенсионного фонда РФ. Сотрудники районных подразделений работают непосредственно с гражданами, принимают и оформляют документы для назначения пенсии, впоследствии личное дело каждого пенсионера находится в управлении по месту жительства. У большинства обратившихся по какому-либо вопросу о пенсиях все возникшие проблемы решаются именно на районном уровне с участковым инспектором, начальником отдела или же, в крайнем случае, на личном приеме у заведующего районным управлением. Инспекторы участка принимают граждан каждый день, а график приема начальника управления утвержден и доводится до сведения обратившихся.
В том случае, если лицо, обратившееся в Пенсионный фонд по месту жительства, по какой-либо причине не получило исчерпывающий ответ на поставленный вопрос или же ответ не в полной мере устраивает пенсионера, он может обратиться в вышестоящую инстанцию – отделение Пенсионного фонда по Ярославской области. Формы обращения в вышестоящий орган могут быть самыми разными. Самый быстрый способ – это позвонить по телефонам: 45-12-35, 45-12-04 помощнику управляющего отделением. Работники Пенсионного фонда помогут определиться гражданам, к какому специалисту необходимо с данной проблемой обратиться. Это самый быстрый, но не самый лучший способ решения возникшего затруднения. Как диагноз болезни нельзя однозначно поставить по телефону, так и в делах по назначению пенсий и пособий это будет предварительный разговор для дальнейшего разбирательства.
Следующий шаг, наиболее действенный и юридически правильный – это написать обращение по адресу: 150014, Ярославль, ул. Володарского, 5. В своем письме кроме подробных сведений о трудовой биографии необходимо четко сформулировать суть задаваемого вопроса или жалобы на действия районных управлений. Все письменные послания граждан работниками Пенсионного фонда регистрируются, изучаются, при необходимости запрашиваются другие документы и личное дело пенсионера, и даются не только ответы со ссылками на законы и нормативные акты, но и рекомендации, как лучше поступить в каждом конкретном случае с каждым конкретным пенсионером.
Именно для такой помощи населению в декабре прошлого года в отделении Пенсионного фонда по Ярославской области и был создан отдел по работе с обращениями граждан. Он расположен по адресу: Ярославль, ул. Чехова, 5, каб. 511. В обязанности специалистов отдела входит разбор всех недоразумений по назначению, перерасчету и выплате пенсий, консультаций населения по всем аспектам вопросов, связанных с пенсионным обеспечением. За столь короткий срок со дня образования сотрудниками отдела рассмотрено более 360 обращений граждан.
С какой болью, с какими вопросами идут пенсионеры к профессионалам из отдела по работе с обращениями граждан? Большая категория обратившихся граждан не согласна с отказом в назначении пенсии управлениями и отделами Пенсионного фонда. Следует отметить, что назначение и перерасчет пенсий производится в рамках пенсионного законодательства с учетом конкретных условий обратившихся граждан: трудового стажа, размера заработной платы, года выхода на пенсию, льгот и так далее. Результат будет индивидуальным в каждом конкретном случае. И когда объявляют перерасчет пенсий по центральным каналам радио и телевидения, то всегда делают оговорку, что ожидаемое повышение выплат будет в среднем, именно в среднем, таким-то, а у каждого конкретного человека результаты могут быть самыми парадоксальными – от одного рубля до нескольких сотен. Специалисты этого отдела расскажут и объяснят все положения сложного и объемного пенсионного законодательства, выдадут письменное заключение, являющееся официальным документом для обращения в вышестоящие органы или в судебные инстанции.
Другая широко представленная группа пенсионеров, обращающихся в областную инстанцию по работе с обращениями граждан, – это лица, прибывшие из стран СНГ и Балтии. В их случаях из-за развала Союза бывает очень сложно собрать необходимые первичные документы: справки о зарплате и трудовом стаже. Специалисты отдела, рассмотрев обстоятельства дела, вынесут заключение и окажут помощь в истребовании недостающих документов через официальные органы.
Много обращений в отдел идет от лиц, работавших в районах Крайнего Севера. И в этом случае сотрудники отдела дадут исчерпывающий ответ на сложившуюся ситуацию в связи с введением новых норм пенсионного законодательства. Так как «северяне» ранее имели определенные льготы по сравнению с лицами, проживавшими в средней полосе, то теперь часть из них отменена, а часть льгот введена впервые. Но еще раз повторю, что назначение и перерасчет пенсий – дело сугубо индивидуальное, и решение принимается не по прихоти чиновников, а в рамках закона. Обращаю внимание всех пенсионеров на то, что Пенсионный фонд РФ структура исполнительная, а не законодательная. Специалисты Пенсионного фонда не создают законы, а работают в рамках принятых Государственной Думой России законов. На сегодняшний день принято три основных закона – «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.01, Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.01 и Закон «Об обязательном пенсионном страховании в Россий-ской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.01. Законы вступили в силу с 1 января 2002 года, на основании этих законов в январе 2002 года был произведен чисто технологический перерасчет пенсий всем пенсионерам. Но еще раз уточняю, что начисление пенсий всем категориям граждан было произведено по новым установленным правилам без какого-либо увеличения или уменьшения вы-плат. А вот увеличение выплат всем категориям пенсионеров на 6,5 процента произошло только с 1 февраля 2002 года.
Учитывая психологию россиян, которые привыкли кланяться верховной власти, призываю со всеми вопросами, всеми недоразумениями, жалобами обращаться не к Президенту РФ, не к председателю Правительства, а в районные управления (отделы) Пенсионного фонда или в отдел по работе с обращениями граждан отделения ПФ по Ярославской области, так будет правильнее и быстрее.
2260