Юрий Поляков – преподаватель музыки в ДШИ им. Л. В. Собинова и ДМШ № 7. Еще будучи студентом Воронежской консерватории, заинтересовался музыкой добаховского периода. Что мы знаем о ней? Звучит она редко – видимо, слишком далека от нас эпоха. На картинах старых мастеров, книжных миниатюрах, даже игральных картах мы видим средневековых музыкантов, играющих на флейтах, лютнях, виолах, барабанчиках. Вот у Юрия Полякова и появилась идея создать свой ансамбль старинной музыки. Осуществить ее удалось в Ярославле. А пригласить к участию в нем детей предложил врач Валерий Ганузин, большой поклонник музыки. Он и помог Полякову осуществить задуманное. Так появился ансамбль «Hortus musicus magicus», что в переводе с латыни означает «Волшебный музыкальный сад» – первый и единственный в Ярославле исполнитель музыки западного Средневековья и эпохи Возрождения. Он очень юн, дата рождения коллектива – май 2002 года. Основу его составляет семейство блокфлейт: сопранино, сопрано, альт, тенор и бас. Блокфлейта – старинный инструмент, хорошо известен в Западной Европе с XI столетия. В наше время он популярен среди детей во многих странах мира благодаря легкости игры на нем. Вместо старинной виолы в ансамбль вошла виолончель, а также ударные. Солировать Юрий Поляков предложил своим лучшим ученикам: Евгении Цибаевой и Илье Ганузину, лауреату областного конкурса и открытого конкурса в Нижнем Новгороде, воспитанникам ДШИ им. Л. В. Собинова, Максиму Иванову из ДМШ № 7 и Александре Писаревой, выпускнице этой же школы, лауреату областных конкурсов. Летом «Волшебный музыкальный сад» «расцветал» на территории музея-заповедника. Его посетители могли видеть удивительные зрелища: из «Оружейной башни», клуба исторической реконструкции, выходили рыцари, которые устраивали турниры, а дамы и кавалеры танцевали. Эти театрализованные представления словно уводили в глубь веков, в те времена, когда по городам и весям Европы ходили бродячие музыканты – жонглеры, шпильманы, гистрионы, ваганты – в разных странах их называли по-разному. Они выступали и на городских улицах, и на сельских площадях, и в замках. Путешествуя из страны в страну, запоминали, подхватывали народные мелодии разных стран и народов. В ту пору особенно распространены были танцы, появились рукописные сборники популярной танцевальной музыки. Не все из них сгинули в веках. Сборник «Кармина» был найден в Германии уже в наши дни. Юрию Полякову немцы подарили два сборника – «Кармину» и «Антверпенскую танцевальную тетрадь», мелодии из которых пополнили репертуар ансамбля. Что же танцевали во дворцах и хижинах 500 лет назад? Вот, например, сальтарелло – подвижный итальянский народный танец с прыжками и поклонами или серьезная, неторопливая аллеманда – немецкий танец-шествие, распространившийся по всей Европе. Родился он из приветственных сигналов трубачей, звучавших при встречах князей, графов и герцогов. Французский танец куранта – тоже придворного происхождения, но довольно быстрый. Отличается он затейливыми фигурами и соответствующей им музыкой. Излюбленным танцем в Западной Европе была и веселая, бодрая итальянская гальярда, обычно исполнявшаяся после медленной паваны. Музыку этих танцев можно послушать на выпущенном «Hortus musicus magicus» компакт-диске. Его презентация прошла в Некрасовской библиотеке. Юные музыканты удивили всех своим умением владеть старинными инструментами. Особенно отличился Илья Ганузин, игравший на четырех типах флейт. Более того, слушатели смогли увидеть старинные танцы в исполнении юных дам и кавалеров из «Оружейной башни». Фото Вячеслава ЮРАСОВА.