Этот год был для Саши, как и для его мальчишек, одним из самых трудных. Больше двух месяцев ребята провели вдали от дома, участвуя в финале Всероссийской военно-спортивной игры «Победа» в Новороссийске и в военно-полевых сборах Юга России, которые прошли в горах в районе Сочи. Перед началом военно-полевых сборов Александру Монахову довелось сопровождать в Ханкалу гуманитарный груз, который снаряжен был Сочинским союзом солдатских матерей для военнослужащих одного из батальонов пятьдесят шестого воздушно-десантного полка. Сначала командование планировало отправить груз из Моздока в составе военной колонны. Но в том районе вновь зашевелились боевики. Еще памятны события прошлого года, когда с такой же миссией в Чечню отправились руководители военно-патриотического клуба «Разведка», Сашины друзья.
Они шли на броне в колонне, но бронетранспортер нарвался на фугас. Один инструктор погиб моментально, другому оторвало ноги. На этот раз военное командование решило не рисковать, груз с сопровождением отправили на военный аэродром — тот самый, где недавно разбился вертолет МИ-26 с военнослужащими на борту. Такой же точно винтокрылый великан взял на борт три тонны муки, сигареты, продукты к солдатскому столу. Нужно увидеть разбомбленный Грозный, этот мертвый город своими глазами, чтобы понять, что такое война. Все вокруг в едком дыму от постоянно горящих нефтяных скважин. Ночью гаубицы палят так, что в пригороде сотрясается брезент военных палаток. Здесь, в ханкалинском батальоне, служат ребята из Центра России, много местных — из Сочи, Краснодара.
Но вопреки заверениям военкомов, выполняющих план по призыву, в этой горячей точке нет контрактников, весь десантно-штурмовой батальон — срочная служба, и его задача — не капусту с морковкой полоть. Работа на блокпостах, вылеты на боевые задания, блокировка и уничтожение боевиков. Кто полгода отслужил на Кавказе, кто по 8 — 12 месяцев. В ночь перед приездом гостей с гуманитарным грузом батальон был капитально обстрелян — боевики вели прицельный огонь из минометов и автоматического оружия. — Неужели не страшно было, когда летел над Грозным? — спрашиваю своего собеседника. — Я свое отбоялся! — просто ответил Александр. Сколько себя помнит, занимался спортом — боксом, лыжами, в горах давно не новичок. В армии стоял в оцеплении вокруг взорвавшегося Чернобыля. И хотя свою «дозу» схватил, статуса ликвидатора аварии на ЧАЭС не получил. В этом году в ханкалинском батальоне каким-то чудом нет потерь, этому во многом способствует очень серьезная боевая и физическая подготовка. В день приезда гостей десантники с удовольствием устроили показательные выступления. Александр смотрел и думал: если бы в этот батальон попали его парни, справились бы не хуже! Одиннадцать лет работает Александр инструктором в «Патриоте» и считает это главной своей работой.
Впрочем, за эту работу ему не платят ни рубля. Чтобы обеспечить семью, он занимается предпринимательством. Но большую часть времени отдает «Патриоту». Не случайно Рыбинск признан одним из лучших в России по военно-патриотическому воспитанию. Ежегодно без малого сотня рыбинских парней участвуют в сборах, живут в полевых условиях в воинской части в Андрейкове, познают армейские будни, изучают оружие, строевую, теорию ведения боя, основы обороны, первую медицинскую помощь, ориентирование на местности. Тот, кто прошел эту школу, не станет косить от армии, так как готов к ней. Лучшие парни составляют сборную для участия в ежегодных соревнованиях среди военно-патриотических клубов России. К сожалению, в этом году так и не дождался «Патриот» финансовой помощи от рыбинских властей, а потому дорогу на юг и обратно полностью оплачивали родители. Еще в июне, завоевав новороссийское «серебро», патриоты отпустили домой только девушек и ребят послабже. А семеро самых крепких парней беззаботному отдыху на южном море предпочли буквально каторжный труд в совхозе «Сочинский». Рыбинцы во что бы то ни стало решили участвовать в военно-полевых сборах Юга России и двадцать дней самостоятельно зарабатывали для этого деньги, чтобы обеспечить питание и прочие необходимые расходы.
Военно-полевые сборы Юга России — занятие не для слабых. Сто двадцать километров маршброска через горы Северного Кавказа под проливным дождем, по вышедшим из берегов рекам, рыбинцы преодолели за… два дня и пришли к финишной черте первыми. По предложению Александра Монахова, отлично знающего эти горы, рыбинская команда воспользовалась «инструкторской дырой» — ребята прошли гораздо более сложным и опасным маршрутом, но более коротким. Когда подошли к подножию горы Аштэн, налетел ураганный ветер, и половину дистанции ребята шли под проливным дождем, преодолевая вышедшие из берегов реки. Миша Певнев не сошел с дистанции даже тогда, когда за семь километров до финиша почувствовал острую боль в животе — не хотел подводить команду. К счастью, все обошлось, врачи подтвердили — нет никакой опасности. По примеру Николая Кондратьева рыбинские парни взвалили на свои плечи рюкзаки ребят из других команд, которые выбились из сил уже в начале дистанции. Не менее трудной стала и полоса препятствий.
Впервые оказавшись в седле, рыбинцы неплохо справились с заданием по верховой езде. Роман Сергиенко и Саша Миронов легко управлялись с разборкой — сборкой автомата Калашникова с завязанными глазами. Ребята отлично отработали метание топора, лопаты и ножа, чем были поражены даже офицеры-спецназовцы. Самый младший в команде пятнадцатилетний Саша Трубачев продемонстрировал способности аса-водителя на военном «уазике», уступив победителю лишь несколько секунд, и стал вторым. Он же стал и героем в эстафетном плавании, выручая команду на самых сложных ее этапах. Рыбинцы всегда и везде вызывали к себе уважение сверстников и командиров. Главный координатор военно-полевых сборов на итоговом построении сказал: «Все, кто прошел эти сборы, могут считать себя настоящими мужчинами». Вот это — главный результат. Фото Дениса МАКСИМОВА.