И таких случаев немало. Из-за отсутствия связи (вы видели на ярославских пляжах будку таксофона?) спасатели не только не успевают вовремя добраться до места трагедии, но и зачастую просто не знают о ней. По сведениям диспетчера центральной спасательной станции Ярославля, к середине июля во время купания утонули уже четырнадцать человек. А по области эта страшная цифра перешагнула за два десятка...
Учитывая, что пляжный сезон в разгаре, а наплевательское отношение горожан к собственным жизням по-прежнему измеряется по шкале "авось пронесет", корреспондент "Северного края" заглянула на центральную спасательную станцию, чтобы познакомиться с теми людьми, чьей повседневной обязанностью является спасение наших жизней.
Нагруженная печальной статистикой, я с ходу спросила: "Удается ли кого-нибудь спасти?"
- А как же?! - ответил мой собеседник, начальник станции Валерий Гусев. - Вот совсем недавно был случай - спасли двух молодых женщин. Они катались на катамаране, и хотя в правилах строжайшим образом запрещается нырять с плавсредств, одной из них вдруг захотелось поплавать. Нырнула, и что? Начала тонуть. Вторая кинулась спасать подругу и тоже нахлебалась воды. Хорошо, что крики о помощи услышали. Обеих вытащили.
- Так что же теперь, не купаться совсем? Ведь от такой жары единственное спасение в воде.
- Купайтесь на здоровье, только правила, о которых твердят, наверное, каждому с детства, не забывайте. Вот, к примеру, почему мы настаиваем на том, чтобы народ купался только в специально отведенных для этого местах? Потому что на благоустроенных пляжах водолазами регулярно обследуется речное дно да и спасательная станция, случись что, рядом.
О правилах поведения на воде Валерий Гусев, наверное, может говорить бесконечно. Они просты и незамысловаты, но именно их соблюдение гарантирует вам, что и следующий пляжный сезон вы встретите здоровым и бодрым человеком.
- Никаких Америк я вам не открою. Вы что, не знаете, например, что нельзя в пьяном виде даже близко подходить к воде? Это только в пословице говорится, что пьяному море по колено. А на деле оказывается, что чаще всего тонут люди, именно будучи в подпитии. Недавно был случай, когда мужчина, сильно навеселе, отчего-то решил ночью освежиться и прыгнул в реку прямо с моста. В результате разбился и утонул. Главное, серьезное отношение к воде, - подчеркивает Валерий Егорович.
Профессия спасателя далеко не так романтична, как кажется непосвященному. Какая уж тут романтика, когда вся техника давно дышит на ладан. На заслуженный отдых ее нужно было отправить лет 15 назад. Вот и приходится спасателям быть мастерами на все руки. Две моторки, находящиеся в распоряжении станции, не вылезают из ремонта. Одну из них спасатели вообще сделали сами. Новенький понтон - тоже их рук дело.
- Конечно, хочется новое оборудование, - говорит Александр Касаткин. - но если его нет, что же теперь, и не работать? Ремонтируем старое, клеим, латаем...
Спасатели вообще люди скромные, не любят жаловаться, говорить о своих бедах. Может быть, это потому, что все их жалобы остаются гласом вопиющего в пустыне?
Впрочем, эти беды и горести ничто по сравнению с необъяснимой - даже самим себе! - привязанностью к профессии. В трудовой книжке начальника станции, что на Тверицком пляже, Дмитрия Соколова всего несколько записей: первая - о том, что принят на работу спасателем, вторая - что ушел на военную службу, а третья подтверждает, что "через две зимы и через две весны, отслужив как надо", он вернулся на родную спасательную станцию.
- Тянет, и все тут, - говорит он.
"Жара, жара! Жареное солнце больших городов!" Набивший оскомину рекламный клип этим летом материализовался. Но как бы ни пекло солнышко, постарайтесь все-таки не забывать, что только барону Мюнхгаузену удалось вытащить себя из болота за собственную косичку. В реальной жизни спасение утопающих - дело рук отнюдь не самих утопающих, а незаметных в повседневности героев-спасателей. Незаметных, пока не зазвенит в диспетчерской тревожный звонок.
Фото