Семь веков назад покинула она Ростов, отчий дом. Было ей, как полагают историки, лет пятнадцать. Анну выбрала в жены для своего сына Михаила тверская княгиня: наслышалась о ее благочестии, уме и красоте. Молодые приглянулись друг другу и зажили счастливо. Один за другим родились у них четверо сыновей. Тверской князь Михаил то и дело вынужден был оставлять жену и детей, отправляясь по вызовам ханов в Орду. Однажды отправился в очередной раз Михаил в чужие края. Хан потребовал, чтобы он поклонился ордынским идолам. Михаил и его спутники отказались: не знаем, мол, иных богов. Смерть тверичей была лютой. Их уложили на землю, а на них – деревянный настил, по которому прогнали лошадей... Русская церковь признала Михаила святым. А Анна, узнав о кончине мужа, сыновей и внука, приняла постриг и удалилась в монастырь. После кончины, на могиле ее происходили чудесные исцеления. Анну признали святой, когда нетленными были обретены ее мощи.
Кашинцы и тверичи не забывали Анну никогда. Чтили ее и ростовцы. Нынешний приезд ее для многих стал просто личным праздником.
В Успенском соборе, еще заставленном строительными лесами, что называется, яблоку негде упасть. Особенно много детей и женщин. Дети, как и взрослые, ловят каждое слово службы, спокойно перенося и тесноту, и холод большого и пока не устроенного храма. Многие постарались подготовиться в этот день к причастию. И взгляды всех в соборе устремлены к ковчегу с мощами. Приложиться бы!
Ударил колокол, известив о начале крестного хода. Священничество в ярких пасхальных одеждах, водрузив на плечи ковчег, выходит из храма, за ворота Ростовского кремля. Народ на улицах буквально застывает, видя необычную процессию. Хор монахинь из Толгского монастыря, сопровождавший службу, и здесь запевает «Христос воскресе» – ведь продолжаются пасхальные дни. Им вторят сотни голосов участников крестного хода. Ростовцы подстраиваются к процессии. У некоторых на глазах слезы. «Сколько живу, не видывала такого», – признается Зоя Ивановна. Идущая с ней рядом женщина поправляет землячку. Был, говорит, в Ростове крестный ход лет семь назад, когда вот так же проносили по городу мощи святителя Дмитрия Ростовского.
Первая остановка – у храма Толгской Божией Матери. Перезвон колоколов встречает прибывших. Это единственный в Ростове храм, не закрывавшийся и при советской власти. Все остальные соборы, церкви и монастыри были упразднены, закрыты или вовсе разрушены.
Еще одна остановка – на берегу озера Неро. У железных ворот солдатик-часовой поднял руку к пилотке, вытянулся перед участниками хода. Мы на территории инженерно-саперной воинской части. Заместитель командира по политической работе Игорь Стояновский рассказывает, что часть их побывала во всех горячих точках страны и в Югославии. Большинство служащих – православные, и командование специально пригласило к себе участников процессии. Небольшой молебен, напутственные слова воинам от епископа Тверского и Кашинского Виктора – и снова в путь.
Подходим к стенам Рождественского женского монастыря. Игуменья Павла встречает прибывших хлебом-солью. Монастырь еще только-только возрождается. В толпе слышится немецкая речь. Знакомимся. Супружеская пара, прибывшая в Ростов из Гамбурга, впервые участвует в такой процессии в России и с изумлением узнает, что и для Ростова это явление новое. Супруги решили обязательно дойти с участниками хода до конца.
Возвращаемся к Успенскому собору. На паперти священники высоко поднимают ковчег с мощами святой Анны. Считается, что тот, кто пройдет под ним, получит исцеление. И каждый старается обязательно это сделать. Но первым под ковчегом проносят болящего архиепископа Михея, и все стоящие желают ему здравия. А уже в соборе к мощам подойдет любой, желающий поклониться святой благоверной княгине и тихо попросить у нее что-то свое, личное.
Вечером того же дня мощи вновь увезли в Кашин. Кашинцы говорят: ни дня не можем без своей небесной покровительницы. Исключение сделали только для ростовцев.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.