Странно, но почему-то именно после нынешней, десятой, юбилейной победы на «Дакаре» роль ярославцев в ней вдруг кому-то очень не понравилась. Факт этот можно было бы проигнорировать – мало ли что или кто кому не нравится – если бы эту странную мысль не озвучил... генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин.
В интервью журналу «Эксперт» («Хочешь стать сильным – будь глобальным», 17 января с. г.), которому предпослано упоминание о том, что автомобили КамАЗ регулярно побеждают в ралли «Париж – Дакар» (теперь «Дакар»), он, рассуждая об успехах своего предприятия, весьма своеобразно ответил на прямой вопрос корреспондента:
– С другой стороны, на ГАЗе рассказывают, что у вас нет хорошего дизельного двигателя, а вот ярославские дизели стоят на ваших КамАЗах.
– Мы действительно закупаем ярославские дизели, но только произведённые не на принадлежащем Группе ГАЗ ярославском заводе «Автодизель», а на расположенном в Ярославской области Тутаевском моторном заводе. К последнему мы через «Ростехнологии» имеем большее отношение, чем Группа ГАЗ, поскольку в его капитале нам принадлежит 32 процента акций, а им только 19 процентов.
В Ярославле прочитали эти слова с удивлением. С «Автодизелем» в городе так или иначе связано множество семей, так что о происходящем на нём знают не понаслышке. Именно на «Автодизеле» (Ярославском моторном заводе) разрабатывался спортивный вариант двигателя. Именно в его конструкторских бюро, лабораториях и на испытательных стендах он модернизируется и доводится перед каждым очередным стартом с учётом новых требований и своих новых возможностей. Именно здесь представители КамАЗа ведут приёмку двигателей для очередного «Дакара». Именно сюда двигатели-победители «Дакара» возвращаются для ревизии, анализа после перенесённых супернагрузок на этих гонках.
Промышленный вариант восьмицилиндровых моторов действительно выпускается на Тутаевском заводе, ряд деталей делают на ЯЗДА. Но чтобы на основе этого получился спортивный двигатель, надо ещё очень хорошо поработать. Изобретательно, творчески – и это у Ярославского моторного завода получается.
Впрочем, может быть, мы не правы? Как известно, «Автодизель» (Ярославский моторный завод) относится сейчас к Группе ГАЗ. По просьбе «Северного края» на наши вопросы ответил начальник управления стратегического анализа рынков дивизиона «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ Владимир Руденко.
– Как заявление генерального директора КамАЗа
Сергея Когогина выглядит на фоне сотрудничества по подготовке спортивных двигателей для «Дакара»?
– Такое заявление (причём делается оно уже не первый раз), честно говоря, вызывает недоумение. Чем это вызвано, трудно сказать. Сергей Анатольевич Когогин не может не знать, что договор на создание двигателей для команды
«КамАЗ-Мастер» заключается с ОАО «Автодизель», а Тутаевский моторный завод только собирает базовую версию двигателя, которая потом доводится специалистами инженерно-конструкторского центра «Автодизеля».
Очевидно, что уровень компетенции тех, кто доводит двигатель до требуемых, крайне жёстких, параметров, гораздо выше той, что требуется для сборки базовой версии. Именно поэтому договор заключается с ОАО «Автодизель» и ОАО «ЯЗДА». В связи с этим хотелось бы отметить, что в этот раз ярославские конструкторы работали в крайне жёстких условиях дефицита времени, но сделали всё возможное, чтобы «КамАЗ-Мастер» поддержал свою репутацию и репутацию отечественного автопрома. Думаю, в этой ситуации было бы гораздо корректнее со стороны КамАЗа и его руководителей честно поблагодарить наших конструкторов за эффективную и высокопрофессиональную работу.
Ну, а если КамАЗ продолжит настаивать на своей точке зрения, что команда «КамАЗ-Мастер» выигрывает «Дакары» на тутаевском двигателе, то никто ведь не мешает им поставить тот двигатель, который они возьмут непосредственно с конвейера ТМЗ, и попробовать выиграть гонку на нём. Это будет логично, так как такие заявления надо подтверждать делами.
– Не является ли заявление гендиректора Когогина подтверждением «скромности» «Автодизеля» в рекламе своих двигателей на автомобилях-победителях «Дакара»?
– Действительно, на бортах КамАЗов сегодня нет рекламы ярославских двигателей. Но «скромность» здесь ни при чём. Реклама на гоночных автомобилях – вещь дорогая. В 2007 году мы договорились с командой «КамАЗ-Мастер» о размещении нашей рекламы на машинах, участвующих в гонках «Дакар-2008». Но в 2008 году теракт заставил организаторов отменить гонки. А потом наступил кризис, последствия которого остро ощущаются на наших предприятиях и сегодня. Однако хотел бы заметить, что рекламы ТМЗ тоже нет на гоночных грузовиках КамАЗа. Так что причина такого заявления Когогина вряд ли связана с отсутствием рекламы Ярославского моторного завода.
Громкое эхо «Дакара-2011», естественно, не сводится к досадному эпизоду, который прокомментировал Владимир Руденко. Гонки подобного класса давно стали не столько спортивным событием, сколько возможностью крупнейших компаний мира эффектно прорекламировать свою продукцию. Ну не хочет КамАЗ ни с кем делить свою славу, это ведь так понятно! Газета «Известия» обратила внимание на другую сторону этой проблемы: какое отношение к реальности имеют успехи победителей ралли?
Многие привычные сегодня элементы легкового автомобиля, например, зеркала заднего вида, впервые появились на экстравагантных моделях «Формулы-1». А нельзя ли перенести в жизнь, внедрить в серию какие-то детали и узлы спортивных КамАЗов? Можно, только, оказывается, это очень дорого. Если обычный КамАЗ-4326 стоит 1,6 млн. рублей, то КамАЗ для «Дакара» – 1 млн. долларов. Можно ли как-то сблизить эти цифры?
Газета приводит слова лидера Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина:
– У нас всегда единичные особи выходят хорошо, а наладить повседневную нормальную работу у менеджеров никогда не получалось.
Перефразируя заголовок интервью с гендиректором
КамАЗа, так и тянет сказать: хочешь стать сильным – попробуй победить и на этом поле.