Лет 10 – 20 назад велосипед был детским развлечением, и увидеть взрослого человека на велике была большая редкость.
За исключением деревни, где велосипед был привычным средством передвижения всех и вся. В городах же на «Салютах», «Деснах», «Украинах» и «Орлёнках» каталась молодёжь допаспортного возраста.
Последние годы ситуация изменилась с точностью до наоборот. Встречаешь множество взрослых, снующих по Ярославлю на велосипедах. Сверкают лысины, блестит на солнце седина, а животики разве что на руль не кладутся. В общем, явно не спортсмены на тренировках. Хотя на некоторых – облегающие спортивные майки и шорты, на головах – велосипедные шлемы.
– Велосипедный бум начался в Ярославле года три назад, – говорит президент велоклуба «Ярый» Павел Соколов, – когда ведущие фирмы-производители стали снижать стоимость горных велосипедов хорошего качества. После того, как нормальный велосипед стал стоить до десяти тысяч, ярославцы стали обзаводиться велосипедами.
Велосипед очень удачно вписался в свободные ниши развлечений третьего тысячелетия. У детей вместе со школой заканчиваются спортивные, художественные, музыкальные, танцевальные школы и кружки. Вместе со студенчеством канут в прошлое дискотеки. А креативно живущим людям хочется что-то новое. Не все же любят пиво, бани и футбол по выходным.
И тут появляются доступные велосипеды. С одной стороны – привет из далёкого детства. С другой – здоровый образ жизни. С третьей – очень практичный экипаж. Пробки, отсутствие транспорта усложняют перемещение человека в городе. А велосипед, вот он, едет везде. Гораздо дешевле, чем автомобиль. И, наконец, просто эффектно. Когда ты весь такой спортивный, яркий пролетаешь мимо прохожих, то сразу пожинаешь завистливые взгляды. Это не мускулатуру по подвалам качать. И когда критическая масса велосипедистов набралась, то клуб, их объединяющий, должен был появиться рано или поздно.
НА ЛЫЖАХ К ВЕЛОСИПЕДУ
Павел Соколов до должности главного велосипедиста Ярославля шёл долгим и извилистым путём. С 11 лет занимался лыжами, потом родители переехали в Заволжье, и ближайшая секция была спортивного ориентирования.
Паша вообще-то мечтал о велосипедном спорте, но родители не разрешали юному созданию записываться в секцию, которая находится в другом районе города.
А велошкола, аккурат к Пашиному переезду в Заволжский район, переехала оттуда в Брагино. Мальчик вздохнул и пошёл в ориентирование, хотя мечту затаил.
Лишь годы спустя, уже после окончания школы, он возьми да и заявись в велошколу. Спортсмены, тренеры на великовозрастного новичка смотрели косо. Куда, мол, тебе, «старик», в 18 лет начинать, если мы лет с пяти уже педали крутим. Но Павел упёрся и стал заниматься, а через пару месяцев – городские соревнования, и великовозрастный новичок занимает четвёртое место.
– Вот видите, всё возможно, если очень захотеть, – сказал тренер нерадивым велоученикам.
Соколов проходил ещё три года в велошколу, но больше подобных успехов не было. А тот звёздный час состоялся благодаря прежним занятиям лыжами, бегом. Мышцы, накачанные в этих видах спорта, для спринтерских гонок оказались эффективными плюс везенье, и получилось, что раз в год и новичок «стреляет».
Но на большие дистанции Соколова уже не хватало. Нужные мышцы были уже забиты и угнаться за теми, кто годами наматывал километры на шины своих велосипедов, Павел не мог. И Соколов ушёл из большого велоспорта, а тяга к соревнованиям осталась.
КЛУБ НЕНАСЫТИВШИХСЯ СПОРТСМЕНОВ
Велоклуб создавался по-современному. Вместе с соратником Дмитрием Иловайским сделали сайт в Интернете и на него уже «ловили» единомышленников.
Велоклуб «Ярый» должен объединить любителей, которые ушли из велосипедной школы, а жажду спортивной борьбы ещё не утолили. Своего рода, дом престарелых для списанных профессионалов, которые бы в рамках уже любителей проводили гонки.
Постепенно это направление видоизменилось, поскольку на горизонте появился горный велосипед. Просто так ездить по велотреку и шоссе особого желания не было, а вот горные велосипеды манили новыми возможностями.
Самый «андреналинистый» – скоростной спуск (downhill/DH). Суть – съехать с горы за минимальное время. А чтобы путь мёдом не казался – тропинки выбирают покруче, с поворотами, рытвинами, камнями, корнями и прочими природными радостями жизни. Даунхильщиков в Ярославле практически нет. Это очень дорогой вид спорта, поскольку велосипеды требуются ценой от нескольких тысяч долларов и «убиваются» они на таких спусках очень сильно.
Для любителей покрасивее существует дерт (Dirt Jumping).
Это прохождение специально построенной трассы.
Обычно она состоит из двойных трамплинов, контруклонов, столов.
Ярославцы любителей дерта могут наблюдать на Советской площади, как подростки на миниатюрных велосипедиках отрабатывают разные трюки.
И, наконец, более привычное кросс-кантри (cross-country/XC).
Гонки по пересечённой местности. Мало того, что этот вид спорта входит в программу Олимпийских игр, но он более привычен и демократичен, поскольку для участия в нём не нужны ни сверхдорогие велосипеды, ни ловкость акробата.
Ярославцам из «Ярого» пока по душе больше кросскантрийная тропа.
Костяк велоклуба составляют около двадцати человек. Время от времени ходит около сотни. Павел считает, что потенциально велосипедной болезнью заражено около ста тысяч ярославцев. Каждый шестой житель города имеет велосипед. Кто современный, а кто хранит с детских лет, чтобы передать детям. И зачастую родители трясут стариной и начинают покупать себе велики. Потому что велосипеды продолжают дешеветь, и ты уже в состоянии купить себе хороший велосипед и использовать его для развлечения. Поездить на природу, прокатиться с ветерком по городу. Кто-то сбрасывает с себя напряжение, а кто-то и лишние килограммы. Для иных это удобный транспорт, который довезёт до работы, попутно укрепляя здоровье.
ОТ ТУРИЗМАК ПОЛУПРОФЕССОНАЛИЗМУ
Первый год «яровцы» катались по Ярославлю, а потом уже стали выбираться в соседние города: Тутаев, Ростов, Углич, Мышкин, Кострому. Туристический велообраз жизни за двенадцать месяцев Павлу поднадоел, и он решил перевести развитие клуба с любительских на полупрофессиональные рельсы. Ежедневные тренировки, нагрузки, подготовка к соревнованиям. Пятидесятикилометрые нагрузки каждый день.
Просто так крутить педали было Соколову не очень интересно, хотелось духа соревнований, преодоления себя. Сразу две трети клубовцев ушли из «Ярого». Взрослым людям трудно было найти время для ежедневных тренировок, да и не каждому хотелось превращать простое катание в серьёзную работу. Остались только фанаты.
– Лучше качество, чем количество, – считает Павел.
Но даже у оставшихся возникают сложности с тренировками. То работа, то дела. Вечером практически все заняты. Поэтому тренируются люди по утрам.
– Встаю в шесть часов, делаю пару кругов по лесу и потом на работу еду на велосипеде. Туда 6 – 7 километров, обратно. Километров 15 – 20 в день так и набегает, – говорит Соколов.
Велосипедисты из «Ярого» только начали тренироваться, а результаты уже стали проявляться: СДЮШОР-19 и ДЮСШ-18 стали приглашать их на свои соревнования, и любители достаточно успешно чувствуют себя среди профессионалов. Те, кто регулярно ездил на покатушки и в дальние походы в течение года, стали на смешанных с профессионалами соревнованиях занимать места около пьедестала. Соколов считает, что если человек когда-то занимался спортом, то организм научился себя преодолевать, и память об этом сохранил навсегда. И даже через десять лет он сможет это всё вспомнить. И любители смогут дать бой профессионалам. Или вовсе перейти в них.
«Яровцы» решили сосредоточиваться на езде по пересечённой местности, нежели выбрать другие дисциплины, поскольку это самый доступный вид спорта. Для кросс-кантри пересечённой местности в Ярославле – просто завались.
Постепенно ярославцы стали проводить соревнования среди любителей. Дистанции для гонок разные – от четырёхсотметрового спринта до пятидесяти километров марафона. В первый год соревнования были раз-два в год, а сейчас уже в месяц раз – железно. Даже зима их вряд ли остановит. Уже планируются зимние гонки, которые, конечно, требуют специальной экипировки и оснащения велосипеда. Но для «сумасшедшего» велосипедиста минус двадцать не помеха.
Велоспорт мог бы и у нас, как в Европе, стать массовым. Вот ещё бы отвели поклонникам двухколёсных агрегатов местечко на проезжей части.