В минувшую неделю в редакцию звонили читатели с одним вопросом. Суть его сводилась к следующему: что будет с первым ярославским волейболистом, добившимся права выступать на Олимпиаде – Максимом Михайловым. Позвонившие сами и давали ответ: «Если волейболисты выиграют или даже окажутся в призёрах – Михайлова у нас уведут». Сей глас народа оказался на удивление слитным – как если бы позвонившими руководил единый дирижёр.
Увы, дело не в заговоре наших читателей. Они просто чувствуют тенденцию и о ней говорят. Причём тенденция эта касается не только волейбола – просто в этом виде спорта она выражена наиболее ярко.
Не секрет ведь, что нынешние олимпийские надежды России – Алексей Остапенко и Сергей Гранкин – оказались в московском «Динамо» довольно далёким от цивилизованного пути способом. Юрий Бережко – там же и несколько ранее, просто потому, что москвичи предложили за него сумму, на которую «Ярославич» (в то время ещё бывший «Нефтяником») прожил едва ли не полгода.
Странно, но почему-то никто из наших читателей не обратил внимания на то, что из всех остальных ярославских олимпийцев, помимо Максима Михайлова, прямое и непосредственное отношение к нашему региону имеет только пловец-марафонец Евгений Дратцев. Все остальные представляют в сборной сразу два региона. К примеру, бегунья Татьяна Андрианова – Москву и Ярославскую область. Нужно ли говорить, что в своём родном городе Татьяна бывает довольно редко и практически никогда здесь не тренируется. Почему? А просто негде! То же самое относится к теннисисту Фёдору Кузьмину. Анастасия Капачинская и вовсе с прошлого года всё основное время проводит в Америке.
Перечислять атлетов, имевших отношение к Ярославлю, но сегодня уехавших в Пекин под эгидой других регионов, можно вообще до морковных заговен. Все знают, например, что Людмила Постнова была одной из гандболисток, при участии которой «Ярославна» вышла в суперлигу чемпионата России, но мало кто знает, что и мужская гандбольная сборная не обошлась без воспитанника СДЮШОР-9. Если вратарь Алексей Костыгов будет стоять так, как он это умеет, быть мастерам ручного мяча если не чемпионами, то призёрами – точно. Из той же компании – пловец Сергей Фесиков и прыгун в высоту Ярослав Рыбаков. Все они при определённом раскладе могли бы представлять в Пекине не только Россию, но и нашу область. Правда, нашему региону нужно что-нибудь сделать для того, чтобы спортивные таланты его не покидали.
В этом смысле весьма показательна история рапириста Вячеслава Позднякова. Призёр афинской Олимпиады был обласкан властями и СМИ так, словно привёз с родины олимпийского движения как минимум вагон золота высшей пробы. Бурные рукоплескания и торжественные обещания раздавались чуть ли не две недели, после чего о триумфаторе Афин просто… забыли. Ну, не то что бы совсем забыли: через полгода выделили какие-то деньги (сумму не называем, дабы не травмировать читателя, привыкшего к многочисленным нулям под контрактами футболистов-хоккеистов), на которые Вячеслав, к тому времени имевший уже двух дочерей и аж 10 метров жилой площади, поднатужился финансово и купил квартиру в... относительно ближнем Подмосковье. Теперь выступает уже за тот регион. Рапиристы-мужчины, кстати, на Олимпиаду на сей раз не поехали – руководство федерации посчитало, что достойной команды в этом виде у России нет. Комментарии нужны?
Всё было бы гораздо проще, если бы в умах чиновников дух олимпийца Пьера де Кубертена возобладал наконец над бесом гордыни. Пресловутый золотой дым «общего медального зачёта» на сей раз глаза федеральным спортдеятелям вроде бы не застит. Но, похоже, не потому, что они сильно упомянутым духом прониклись, а в силу объективных причин. В России ещё не было таких сборов на Олимпиаду: что ни день, ВАДА (всемирное антидопинговое агентство) вылавливает по нескольку лучших российских спортсменов, закрывая им дорогу на самый престижный всемирный спортивный форум. Мало того, история с неким чемпионом России по боксу, умудрившемся ночь напролёт «колбаситься» в ночном клубе, а потом в пьяной драке застрелить оппонента из его же травматического пистолета, наделала столько шуму, что отчасти действия ВАДА даже как-то и оправдываются. Если они, русские, даже не под допингом на такое способны, что они учинят, эритропоэтина дерябнувши?
Всё это к чему? К тому, что только богатенькие США могут себе позволить вспоминать о своих пловцах-бегунах-рапиристах раз в четыре года. Если так будет продолжаться в России, возможны два варианта. Первый: на Олимпиаду будут ездить сборные Москвы и Московской области. И второй: Россию в таком «формате» ВАДА начнёт отсекать ещё «на дальних подступах». Допинг-то не на пустом месте берётся. Многие наши атлеты понимают, что успешное выступление на Олимпийских играх – зачастую их единственный шанс обеспечить себе и своим близким достойную жизнь на несколько лет вперёд. Что даже об их золотой медали на Родине власть имущие забудут через пару месяцев после того, как погаснет олимпийский огонь, переключившись на привычные футбол-хоккей. И тогда встаёт перед спортсменами нехитрый в общем выбор: или подаваться в столицы, где худо-бедно можно не только прожить, но и подготовиться к следующей Олимпиаде, или рискнуть сейчас – а там будь что будет.
Вспомнить бы нам об этом завтра – когда они вернутся из Пекина. Не исключено, что и с медалями. И не забывать о чемпионах в ближайшие четыре года.