Впервые Владимир Викторович принял участие в эстафете в далёком уже 1963 году, когда трудился в агрегатном цехе. И с тех пор всегда бегал первый этап – ну а кому же, как не ему, неоднократному чемпиону области по бегу на 400 метров с барьерами, было задавать тон спортивному празднику моторостроителей? Сегодня те времена ветеран вспоминает с нескрываемым удовольствием. Это ведь только сравнительно недавно эстафета стала сугубо легкоатлетической, а раньше в ней имелись и гребные, и плавательные этапы. А в силу того, что ЯМЗ был спортивным лидером отрасли, составы некоторых цеховых команд практически полностью состояли из кандидатов в мастера и мастеров спорта.
– Спортом занимался весь завод, – вспоминает Владимир Викторович. – Но тогда и условия были другими. Для пловцов был постоянно открыт «Лазурный», буквально за оградой завода располагался стадион, где больше полугода шёл наш чемпионат по футболу, стрелков было просто невозможно выгнать из тира… Двадцать семь только футбольных команд было на заводе. Счёт действующих мастеров спорта шёл на десятки. И практически все они спортивным совершенствованием занимались в свободное от работы время, то есть занятия спортом никогда не шли во вред производству. Только на пользу – как самим рабочим, так и заводу.
Конечно, новые времена заводскому спорту впрок не пошли. И дело не только в том, что пришлось передать объекты спортивной инфраструктуры в муниципальное управление.
– Мы фактически потеряли пару поколений, осевших в ларьках, уехавших в поисках лучшей доли кто в Москву, а кто и за рубеж, – замечает по этому поводу Владимир Викторович. – И сегодня в эстафете принимают участие либо сотрудники «Автодизеля», появившиеся на заводе в минувшие пару-тройку лет, либо ветераны, пережившие вместе с заводом непростые восьмидесятые и девяностые.
Впрочем, завод не только терял в эти годы – сохранено оказалось все-таки больше. И в первую очередь, ОАО «Автодизель», входящий в «Группу ГАЗ», является практически единственным крупным промышленным предприятием областного центра, ежегодно проводящим полноценную спартакиаду. Количество видов практически то же, что было в ней испокон веку. Другой вопрос, что представительство не столь богатое – так и условия другие: если раньше футбольный стадион был, что называется за забором, то теперь заводским футболистам приходится добираться до «Славнефти» через полгорода. Если в «Лазурном» заводским спортсменам выделялись лучшие часы и дорожки, то теперь время для тренировок приходится брать с боем. Но ведь берут! И, невзирая на то, что завод умудряется наращивать объёмы производства и одновременно с тем производить глобальную модернизацию (в спортивных аналогиях это приблизительно то же самое, что побеждать в спринтерском забеге, одновременно шнуруя себе шиповки), спортсмены здесь не переводятся. Поскольку каждый знает: его результат – это ещё и лишний «плюс» в копилку зачёта спартакиады.
Да вот хотя бы взять команду победителей эстафеты (кстати, одной из немногих, в которой представительство спортсменов в самом чемпионском возрасте – от двадцати до тридцати было самым большим). Стартер Роман Барабанов – чемпион завода по лыжам и плаванию, Игорь Воронин – чемпион завода в беге на 60 метров (результат 7,4 многое скажет понимающему человеку), Ирина Дмитриева – чемпион завода по стрельбе, лыжам, плаванию и, кстати, чемпионка России по зимнему полиатлону. А финишировала в этой весьма представительной компании Елена Полозова – действующий чемпион области в беге на 1500 метров. Естественно, что для неё 360 метров заключительного этапа были чем-то вроде легкой разминки, и она буквально вспорхнула на пьедестал.
– Даже если бы мы перед последним этапом проигрывали метров шестьдесят, Лена всё равно была бы первой, – заметил по этому поводу Владимир Викторович. – Всё-таки она мастер спорта.
Кстати, правоту слов ветерана заводского спорта подтверждает тот факт, что через пару часов после корпоративного награждения Елена в блистательном стиле победила на своей коронной дистанции 1500 метров в рамках легкоатлетического чемпионата области. Но что ещё более показательно: с этой командой мастеров на протяжении трёх приблизительно километров из четырёх всей дистанции на равных боролись то сборная цеха деталей двигателей, то команда цеха сборки и испытания моторов. То есть праздник удался не только в смысле корпоративном – накал спортивной борьбы был под стать олимпийскому.
– У нас в России на некоторых предприятиях, что ни день – внедряются западные технологии усиления корпоративного единства и командного духа, – заметил после окончания эстафеты Владимир Викторович Сперанский. – Зачем, если и без того все уже придумано? Вот, к примеру, наша эстафета – чем не способ ощутить себя единым целым? Сначала в рамках команды, а потом и в масштабах завода. Тем более, что с самого первого старта мы свято соблюдаем спортивный принцип – регистрация на этапе идёт только по предъявлению соответствующего заводского пропуска. Ни о каких «подставах» речь никогда не шла, хотя я, как представитель сборной области, мог сюда две трети мастеров спорта пригласить «со стороны». Та же Елена Полозова – хотя она ещё студентка ЯТУ, но уже два года трудится в ИКЦ, совмещая труд и учебу.
В качестве победного восклицательного знака нельзя не заметить, что эстафета ОАО «Автодизель» прогрессирует в соответствии с общим вектором развития «Группы ГАЗ». Во втором забеге приняли участие сборные команды предприятий, плодотворно сотрудничающих с ЯМЗ. Там скорости были, естественно, повыше. А кто победил стало ясно уже после третьего этапа. Сборная ОАО «Автодизель» как захватила лидерство, так в дальнейшем его и наращивала, позволяя соперникам бороться только за почетное второе место, которое завоевали спортсмены ЯЗДА, и третье место (команда ТМЗ). Но это и логично: кому же ещё побеждать в такой день, как не основателям традиционной эстафеты?